You are viewing [info]dragon_naga's journal

Previous Entry | Next Entry

Шведагон


Странное поселение было на месте нынешнего Янгона в 17-18 веках. На противоположном от него берегу широкой реки располагался Майнгту (небольшой городок «длиной в одну улицу»), где была резиденция губернатора провинции Далла. Он и был главным центром цивилизации в этих краях, и даже нес на себе ее пороки - в качестве пикантной подробности обычно сообщают, что целый район этого городка, Мейнма Шве Йва, был населен исключительно проститутками. А через реку, на гнилом болотистом берегу, испещренном заводями и протоками, в это время постепенно возникало совсем новое поселение – будущий Янгон. Это уже была не бирманско-монская рыбацкая деревушка Дагон – тут, наряду с местными жителями начали появляться европейские торговцы.

Сюда чаще всего приезжали те, кто имел проблемы у себя на родине. Кого-то тяготили невыплаченные долги, кто-то скрывался от правосудия. Ясно, что среди европейцев преобладали люди авантюристические и темпераментные – кто еще будет селиться в таком непригодном для жизни городе, где земля под ногами мягко и противно хлюпала, а чтобы перейти с места на место, нужно было ходить не по твердой почке, а по специальным деревянным мосткам, перекинутым через маленькие и большие цветущие заводи. Здесь запрещалось строить дома из камня, поскольку в случае перестрелки (как вариант – антиправительственного выступления) такие дома могли бы служить отличной крепостью, увеличив тем самым число жертв. Холера, малярия и дизентерия были здесь обычными болезнями. Но люди здесь жили, и даже находили некоторую радость в этой жизни. По праздникам они ходили в церкви (каждый в свою – в 18 веке тут уже были католические храмы, армянская церковь и мечеть), устраивали пикники, танцевальные вечера и театральные представления. Улицы здесь уже давно носили отнюдь не бирманские и не монские названия.

На фоне европейских авантюристов, волею судьбы осевших в этом малопригодном для жизни месте, очень выделялись представители еще одной пришлой национальности – армяне. Первые ее представители появились на территории нынешней Бирмы в 17 веке. Самый ранний из известных надгробный камень датирован 1725 годом.

Рангунские армяне были в основном выходцами из центральной Персии – например, из Новой Джульфы (куда армяне в свою очередь были незадолго до этого переселены с Кавказа) и из Шираза, причем, попали они в Бирму через Индию. Большинство из них сюда пригнали не уголовные проблемы, а экономические и политические: в самой Персии в это время армянам жилось отнюдь не всегда комфортно, зато они хорошо умели торговать. А опыт выживания армян в Персии заставил их научиться лояльности к любой власти, которая к ним относилась по-хорошему. Губернаторы провинции Далла быстро оценили лояльность и расторопность армян, и поэтому они часто назначались на высшие должности из тех, которые могли занимать иностранцы.

Собственно, этих высших должностей было две – Акауквун (сборщик таможенных пошлин) и Акунвун (сборщик налогов со всей провинции). На первую должность европейцы назначались чаще всего – здесь требовалась широта взглядов, умение принимать нестандартные решения, знание языков и опыт торговли. Например, долгое время акауквуном являлся португалец Хосе Хавьер да Крус, который до этого был канонером на братанском корабле, затем убил своего капитана и, чтобы избежать преследования, стал жить в Рангуне, женившись на вдове одного француза и сделавшись добропорядочным прихожанином католической церкви. Именно его усилиями, кстати, Янгон обрел свои первые мощеные улицы. Но в истории Рангуна идеальным акауквуном был отнюдь не он, несмотря на его несомненные заслуги и кипучую энергию. Идеальным акауквуном того времени считался некий Баба Шиин, армянин по отцу и матери, но родившийся в Рангуне. При нем были установлены четкие правила сбора таможенных пошлин, назначены ответственные, налажена строгая отчетность, упорядочена дикументация.

С другой должностью – акунвуна – история была еще интересней. Естественно, сборщик налогов для целой провинции должен был быть исключительно местной национальности. Так оно и было – за одним исключением. Как можно легко догадаться, исключение это было армянским.

К началу XIX века в Рангуне было следующее соотношение различных некоренных (небуддистских) национальностей: около 5000 мусульман (впрочем, многие считают эту цифру завышенной), около 500 христиан, примерно такое же количество малабаров (то есть, выходцев из прибрежной южной Индии) и 40 армян. При этом под «христианами» понимались отнюдь не только европейские поселенцы, но и довольно многочисленные азиатские последователи этой веры.

Таким образом, армянская диаспора была достаточно большой по сравнению с другими группами иностранцев. Они контролировали основные торговые потоки (причем, армяне были не только успешными бизнесменами, но и опытными капитанами кораблей – то есть, в их руках была не только собственно торговля, но и логистика), и неудивительно, что дисапора процветала. В 1766 году они построили свою церковь, причем, она была возведена рядом с Таможенным управлением – местом работы многих армян. Возглавлял Таможенное управление в те годы акауквун Грегори Авас, опыт и умения которого бирманская администрация оценивала очень высоко.

Почти до середины 19 века в Рангуне действовало армянское кладбище. Кстати, расположено оно было в нынешнем центре города, на углу улиц Фрезера (теперь эта улица носит имя короля Аноратхы) и Пагоды Суле. За последнюю четверть века своего существования там было похоронено 24 человека – что заставляет сделать вывод о том, что численность армян (то есть, людей, принадлежавших к Армянской апостольской церкви) составляла в то время не менее 50-70 человек.

В 1852 году англичане окончательно заняли Нижнюю Бирму и наступила эпоха колониального владычества. Именно в первые годы при англичанах рангунским армянам жилось хуже всего. Британцы, занявшие Рангун, обращали свои взоры на север – туда, где все еще существовало отрезанное от моря независимое бирманское государство со столицей в новом городе – Мандалае. Правивший там король Миндон активно искал силу, которая могла бы уравновесить англичан и создать гарантии независимости Бирме, причем, делал это осторожно и не так грубо и вызывающе, как это потом сделает его сын Тибо, который начнет отчаянно флиртовать с Францией и тем заставит англичан поторопиться.

Миндон любил сравнивать себя с Петром Первым (и он действительно вошел в историю как король-реформатор), а жизнеописание русского царя было переведено на бирманский язык. В Мандалае побывало много именитых россиян того времени, некоторые из которых имели долгие беседы с Миндоном. Как результат – царское правительство России твердо поддерживало Бирму в ее усилиях сохранить независимость, и даже решило в знак этой поддержки постать к берегам Юго-Восточной Азии крейсер. Интересно, что в это же время было достигнуто соглашение о том, что в Россию отправятся на обучение молодые бирманские офицеры (как, однако, любит история повторяться!).

Так вот, на этом фоне британская администрация начала подозревать рангунских армян в пророссийских симпатиях. Дело даже дошло до рассуждений о том, что они под видом торговцев ездят по Бирме и собирают сведения для России. Имели ли эти рассуждения под собой реальные основания – сказать сложно. Но то, что бирманские армяне поддерживали тесные связи в том числе со своими соотечественниками в Российской империи (подкрепленные выгодными торговыми отношениями) – это на самом деле факт. Как факт и то, что армяне издавна служили бирманским королям, и для многих их семей приход англичан был отнюдь не радостным событием. Тем не менее, даже несмотря на сложности с новой властью, приход британцев дал армянским торговцам самое главное, чего они до этого не имели: единую экономическую территорию для торговли и относительную безопасность передвижения. А также – новые возможности для торговли с Европой. Именно в это время (в 1862 году) рангунские армяне отстроили свою новую церковь - Армянскую церковь Св. Иоанна Крестителя. Нужно ли уточнять, что расположена она была тоже недалеко от Таможенного управления.

Британцы дали нам и первые достоверные сведения о численности армян. По переписи 1871-72 годов, армян в Британской Индии (а Бирма структурно была ее частью) насчитывалось 1250 человек, причем жили они в основном в трех городах – Калькутте, Дакке и Рангуне. По переписи 1881 года, армян было уже 1308, из них в Бирме (то есть, в основном в Рангуне) жили 466 человек. Согласно архивам Армянской церкви Св. Иоанна Крестителя, в период с 1851 по 1915 год, были окрещены 76 человек, живущих в Бирме (в основном в Рангуне и несколько человек – в Мандалае и Мэймьо, известном сегодня как Пьин У Лвин – вот некоторые имена: http://www.amassia.com.au/burmab.html). В период с 1855 по 1941 года вступило в брак 237 армян (некоторые имена тут: http://www.amassia.com.au/burmam.html), а в период с 1811 по 1921 годы умерло более 300 армян (некоторые имена тут: http://www.amassia.com.au/burmad.html). А самой знаменитой армянской уроженкой Рангуна проведшей здесь ранние годы своей жизни, по праву считается первая в современной мировой истории женщина-посол Диана Агабег Апкар (иногда пишут – Абгар), удивительная жизнь и судьба которой описана во многих книгах.

В колониальной истории Рангуна, пожалуй, самой известной армянской семьей остается семья Саркисов, хотя они и не жили в этом городе постоянно. Носившие эту фамилию четыре брата (Мартин, Тигран, Авет и Аршак) были выходцами из персидского Исфахана. Сначала судьба привела их предков в Индию (в Калькутту), где они преуспели в торговле. После основания Стэмфордом Раффлзом в 1820-х годах нового города Сингапура, Йохан Саркис устремился туда. А та ветвь Саркисов, о которой я веду речь, с 1869 года обосновалась на острове Пинанг (это территория нынешней Малайзии). Когда Мартин Саркис прибыл на Пинанг, это было уже довольно известное место, популярное как у торговцев (которые здесь сделали перевалочную базу своих товаров), так и у путешественников. За почти 80 лет с момента покупки и освоения англичанами острова здесь вырос целый город со зданиями колониального стиля и виллами европейских поселенцев.И еще одно событие в то время сделало роль Пинанга более важной, чем прежде – открытие Суэцкого канала, подхлестнувшее процессы торговли между Юго-Восточной Азией и Европейскими странами. Соответственно, поток торговцев и путешественников (в том числе богатых и именитых) резко вырос.

Вот именно на этом фоне братья Мартин, Тигран, Авет и Аршак на вырученные от торгового бума деньги основали свой первый отель. Они не строили множество гестхаузов, как их конкуренты. Вместо этого их задача была – создать свою сеть фешенебельных отелей с ванными комнатами (неслыханная тогда роскошь для стран Юго-Восточной Азии), со столовым серебром и полотенцами с монограммами гостиниц. То есть, чтобы визитер из Европы, привыкший к роскоши дворцов с последними благами цивилизации, видел видел бы в азиатском короде тот комфорт, к которому он привык. Именно поэтому отели должны были стать «государством в государстве» - то есть, внутри ничего не должно было напоминать о том, что за его дверями – шумный и грязный азиатский город с бытовой неустроенностью и нищетой. Отели снабжались собственными парогенераторами, производившими электричество, системой забора и очистки воды, вышколенным персоналом, знающим, до какой температуры нужно охлаждать шампанское и как подавать виски. Сюда же с побережья Каспия по линии армянских торговцев привозилась черная икра, а пекари при отеле умели печь вкусные европейские булочки, жарить тосты для завтрака и по-фирменному готовить огромных лобстеров. Одного такого отеля в каждом крупном городе ЮВА было достаточно для того, чтобы поселить в нем всех находящихся там ВИП-клиентов – и победителем должен был стать тот, кто первый этот отель построит. Вот братья Саркисы как раз и стали такими победителями.

В Рангуне в их гостиничную империю вошел отель «Стрэнд» («Прибрежный»), который, наряду с сингапурским «Раффлзом» стал ее жемчужиной. Двое из четырех братьев, Авет и Тигран, занимались возведением этого отеля и разработкой его концепциеи. Нужно сказать, что первым удачным шагом двух братьев был выбор места для строительства – чуть в стороне от морского порта, на берегу устья реки Янгон, где уже почти не видно берегов, потому что впереди – Индийский океан. Вообще, это было одной из «фишек» братьев Саркисов – строить отели именно на берегу. Откуда такая тяга к морским просторам у выходцев из сухопутного Исфахана – никто не мог сказать. Тем не менее, именно этот принцип расположения повысил популярность отелей. Злые языки поговаривали, что европейским джентльменам за чтением утренних газет или чашкой пятичасового чая предпочтительнее было видеть морские просторы, чем грязные улицы.

Отель «Стрэнд» был открыт в 1901 году – в последний год правления королевы Виктории, и поэтому все его традиции впитали дух викторианской Англии. Расположен он в доме 92 по одноименной с ним улице, и уже с момента основания о нем стали писать как об «одном из самых фешенебельных отелей в британской империи, постояльцами которого были исключительно белые». До сих пор это – самый фешенебельный и самый дорогой отель Янгона с вышколенным персоналом и своими традициями, восходящими к колониальным временам. Здесь останавливались Пьер Карден, Оливер Стоун, Дэвид Рокфеллер, Мик Джаггер, Редьярд Киплинг, Соммерсет Моэм и другие знаменитости.

Но если отель «Стрэнд» – это реально существующий, действующий памятник прежним армянским жителям Рангуна, то в квартале от него лишь массивный столб на воротах с мраморной вывеской «Армянская церковь Св. Иоанна Крестителя» напоминает о представителях народа, внесшего свой вклад в развитие этого города. Да и отыскать ее сегодня непросто: во всех путеводителях по ЮВА (в том числе и в русскоязычных) с давних времен из издания в издание кочует ее адрес: 40-я улица, дом 66 - между тем, эта улица уже несколько десятилетий носит имя Бо Аунг Чжо. А там, где недалеко от пагоды Суле было старое врмянское кладбище – там уже давно построили дома, и это – один из самых оживленных перекрестков центра Янгона. И вместе с уехавшими из Рангуна армянами постепенно исчезает память о тех, кто прибыл сюда, или гонимый с собственной родины, или скрываясь от долгов и судебного преследования, или в поисках своего торгового счастья. Прибыл, чтобы здесь, в малярийном и дизентерийном болотистом Рангуне, начать с чистого листа новую жизнь, сохранив и передав потомкам при этом свой язык, культуру и религию.

(Моих армянских друзей – с Рождеством!)

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
[info]geo19_77 wrote:
Jan. 6th, 2012 12:16 pm (UTC)
Спасибо за поздравления и спасибо за пост...Иногда удивляешся куда закидывала судьба соотечественников :)
[info]kimova wrote:
Jan. 6th, 2012 12:42 pm (UTC)
Прекрасный рассказ. Спасибо.
[info]monkeynakmuay wrote:
Jan. 6th, 2012 01:17 pm (UTC)
Спасибо. Информативно. Эвон, куда судьба людей забросила....В свое время 4 года в Армении прожил, школу там заканчивал при СССРе.
[info]mezarkabul wrote:
Jan. 6th, 2012 01:49 pm (UTC)
Интересно. А какие-нибудь ещё диаспоры были в Бирме влиятельны?
[info]dragon_naga wrote:
Jan. 14th, 2012 05:15 pm (UTC)
Из тех, кто ощущал себя частью диаспоры в предколониальное и колониальное время - это, несомненно, армяне и евреи. До некоторой степени понятие "европейцы" в условиях Мьянмы тоже было диаспорой (особенно - европейцы-католики, которые были прихожанами конкретных храмов). Чуть в стороне стояли англичане.

Это не говоря уже о китайцах, индусоах а также представителях внутримьянманских народностей. На мой взгляд, в сегодняшнем Янгоне из "внутренних" национальностей наиболее сильны в плане осознания себя как диаспоры - карены.
[info]andyos wrote:
Jan. 6th, 2012 02:26 pm (UTC)
Петр, спасибо за историю. Отлично помню и янгонский Стренд и разумеется Сингапурский Раффлз.
Еще не появилось желание собрать все эти замечательные рассказы в отдельную книгу?

Пишите, что новенького в Бирме. Все чаше вижу "бабушку" в заголовках новостей ВВС и пр. Но Ваш цепкий взгляд изнутри всегда намного содержательней и интересней сухих газетных хроник.
[info]saddhacarito wrote:
Jan. 6th, 2012 03:06 pm (UTC)
Вы почти наверняка это знаете, но на всякий случай вот ссылка - статья о бирманской армянской общине:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Suedostasien/XIX/1860-1880/Armenier_Birma/text.phtml?id=3010
[info]dragon_naga wrote:
Jan. 6th, 2012 05:07 pm (UTC)
Нет, этот текст я не видел, хотя по отдельности почти всю эту информацию, конечно, встречал. Спасибо за ссылку!

Тем не менее, этот текст Янгона касается только вскользь. Речь идет в основном об армянах в бирме вообще и при королевском дворе в частности. А хотелось написать именно про Янгон - такое вот местечковое желание.

Сразу видно по этому тексту, о чем я забыл написать - например, что армяне построили не только церковь, но и были активными застройщиками нового города после прихода англичан в середине 19 века и создания мастер-плана Рангуна. Да и задолго до этого, например, дом Манука Саркиса на берегу был очень извесетн в Рангуне своими размерами и архитектурой.
[info]saddhacarito wrote:
Jan. 6th, 2012 05:19 pm (UTC)
Рад, что что-то подсказал. А Вы деятельностью Минаева в Бирме не интересовались?
[info]zlex07 wrote:
Jan. 6th, 2012 03:33 pm (UTC)
Интересно.
[info]zvzz wrote:
Jan. 6th, 2012 06:30 pm (UTC)
спасибо!
[info]sanya_de_costa wrote:
Jan. 7th, 2012 07:48 pm (UTC)
Спасибо, интересно.
У нас в Сочи тоже мощная армянская диаспора, до 30% горожан. Все сочинцы знают несколько слов по-армянски.
[info]harrus777 wrote:
Jan. 8th, 2012 09:58 am (UTC)
моны и бирманцы
Спасибо за редкий и необычный "армянский" материал ! Прочел с большим удовольствием.
Собираетесь ли Вы все-таки объединять свои
публикации в книгу - она была бы заметна не
менее работ Можейко и Листопадова.
Проясните , пожалуйста , вот какой момент:
армяне , насколько я знаю , селились в основном на монских землях и взаимодействовали с монами не меньше , чем с бирманцами ; да и сам Янгон первоначально был монским городком.
Что бы Вы могли сказать о месте монов в современной Мьянме ? При Не Вине моны были единственным малым народом , который официально не считался национальным меньшинством.А как сейчас дело обстоит ? Заметны ли какие-то бытовые , культурные различия между монами и бирманцами ( у Вас ведь наверняка много друзей с монскими корнями )?
[info]dragon_naga wrote:
Jan. 14th, 2012 04:56 pm (UTC)
Re: моны и бирманцы
Дак я не против что-то где-то опубликовать. Если кто предложит - не откажусь. Даже примерно (как человек с редакторским и издательским опытом) представляю структуру будущей книги.

Но ходить и самому навяливать свои тексты издателям - не буду. Во-первых, в прошлом у меня был свой довольно разнообразный издательский бизнес - поэтому если я захочу, то без проблем могу отпечатать книгу и сам. Но во-вторых, я уже благополучно миновал тот период жизни, когда с замиранием сердца ждешь книжки с напечатанной твоей фамилией на обложке.

В общем - жду предложений.

Про монов - тема интересная... Но как-то общей картины еще не сложилось, хотя по кускам - есть что сказать. Как сложится (само) - тут же напишу.
[info]Марина Тиханович wrote:
Jan. 10th, 2012 11:45 am (UTC)
Очень нравиться вас читать ,спасибо!
[info]eu_person wrote:
Jan. 13th, 2012 11:55 am (UTC)
напоминает синагоги в Шанхае.
[info]dragon_naga wrote:
Jan. 14th, 2012 04:49 pm (UTC)
Синагога в Янгоне тоже есть. Это - не менее интригующая история, но уже скорее сегодняшнего, а не вчерашнего дня. Как-нибудь напишу, думаю. Если, как оказалось, среди читателей ЖЖ есть армяне - то думаю, что евреи тоже есть. )))
[info]harrus777 wrote:
Jan. 13th, 2012 07:02 pm (UTC)
О вреде сытости
Любопытные мысли о человеческом измерении модернизаций высказывал Н. С. Лесков в одной из малоизвестных своих повестей – «Смех и горе». Устами своего героя , земского медика , писатель отмечал : « - Вы сытость , - говорю , - тоже полагаете в числе вредностей ? – А непременно : ДУРАКА ДОСЫТА КОРМИТЬ НУЖНО С ПРЕДОСТОРОЖНОСТЯМИ. Смотрите: вон овсяная лошадь… ставьте ее к овсу смело: она ест , и ей ничего , а припустите-ка мужичью клячу : она либо облопается и падет , либо пойдет лягаться во что ни попало , пока сама себе все ноги поотколотит. Вон у нас на линии , где чугунку строят , какой мор пошел ! Всякий день меня туда возят ; человека по четыре , по пяти вскрываю: НЕУКРОТИМО МРУТ ОТ ХОРОШЕЙ ПИЩИ. - От хорошей ?! - спрашиваю с удивлением. - Да , от хорошей-с , а не от худой. Это чиновникам хочется доказать , что от худой , чтобы подрядчика прижать , а я знаю , что непомерная смертность идет от хорошего свойства пищи , и мужики сами это знают... «А все с чистого хлеба , говорят , дохнем , ваше высокоблагородие : как мы зимой этого чистого хлебушка не чавкали , а все с мякиной , так вот таперича на чистой хлеб нас посадили и помираем.» Обдержатся – ничего , а как новая партия придет – опять дохнут…а остальные , которые переносят , жалуются : " Мы , бают , твоя милость , с сытости стали на ноги падать , работать не можем ". ... Велел их вполобеда отгонять от котла палками... фунт меду мне в благодарность принесли.»

Лескову уже тогда было очевидно , что по причине неизбывной человеческой глупости быстрое развитие обходится народу очень дорого ; не менее дорого , чем участие в кровопролитных войнах , как показывает богатая в этом плане история 20-го столетия.

Те же южнокорейцы потеряли во время своего экономического рывка не меньше , а скорее существенно больше сограждан , умерших от внезапной сытости и ее последствий , чем северяне за правление обоих Кимов. Таиланду и другим «азиатским тиграм » форсированное развитие обошлось – сугубо в плане человеческих потерь – не менее дорого. Куда дороже , чем , например , Бирме - ее 40-летняя гражданская война и хроническая бедность.

Речь ведь идет о РЕАЛЬНОЙ МАССОВОЙ ГИБЕЛИ ЛЮДЕЙ , людей , фактически лишенных выбора , не готовых к столь резкому изменению образа жизни. Те же , кто выживает после испытания сытостью , в массе своей начинают беситься с жиру , подобно объевшейся мужичьей кляче у Лескова. И происходит подобное в любой быстро развивающейся стране в любую эпоху , хоть в 17 веке , хоть в 21-м ; об этом стоит помнить , воздавая должное достижениям Германии , Сингапура или же Бразилии.

Курс на ограничение внутреннего потребления , проводимый в Белоруссии , на Кубе , в КНДР , отчасти - в Бирме , осуществлявшийся в свое время в СССР , оказывается для народа , для каждого конкретного человека значительно более щадящим , чем рост материального достатка во время экспортноориентированных модернизаций.



[info]dragon_naga wrote:
Jan. 14th, 2012 04:16 pm (UTC)
Re: О вреде сытости
Из всего накиданного Вами по частям в комментах - сделайте, плиз, единый текст. Если, конечно, Вы считаете, что мой блог посещает Ваша целевая аудитория - впрочем, иначе Вы нее упражнялись бы в нем в словесности. Готов вывесить его в виде отдельного поста. Раньше в газетах было - "Творчество наших читателей".

Вас иногда очень интересно читать. Хотя с очень многим я и не согласен.
[info]aloud_fa wrote:
Jan. 15th, 2012 10:09 am (UTC)
Желаю посетить Маянму, рыскала в поисках информации о самостоятельном путешествии. Наткнулась на ваш блог. Спасибо за очень интересную историю и истории.
Если вы не против, я добавлю вас в друзья.
Яна
[info]dragon_naga wrote:
Jan. 15th, 2012 12:22 pm (UTC)
Хорошим друзьям всегда рад. И спасибо на добром слове!

Добро пожаловать в эту самую Маянму! ))))))
[info]doc_kolbasov wrote:
Jan. 18th, 2012 06:22 am (UTC)
не понимаю, как можно быть против, если френдирование в ЖЖ сделано в виде подписки. Это же не фейсбук.
По путешествию в Мьянму почитайте отчет Винского, к примеру. Или (в крайнем случае) Сергея Доля.
Нгапали-если нефтянник захочет устроить дискотеку, то вы будете сидеть без света, т.к. генераторы стащат со всего курорта.
Баган-лететь на фоккер вульфе 1942 года выпуска-сомнительное удовольствие, а ехать по бетонной трассе (не асфальтовой, заметьтье)еще хуже. Вы представляете себе, что будет, если резко дать по тормозам на бетоне? Колесо взорвется просто. И вы окажетесь в стране вечной охоты и рыбалки быстрее, чем планировали. Сам Баган не внесен в список Юнеско, а денег у Мьянмаского союза на его реставрацию нет, поэтому он находится в запущении. Тем более, есть Ангкор. Озеро Инле-полный аналог озера Тонле Сап. Ну и в довесок: машину на прокат вы взять не сможете, сотовой связи в стране нет (вернее, только у военных, которые только и занимаются тем, что бесконечно по ним разговаривают). Ну, в Шветанджар зайти можно...Хотя, с таким же успехом можно в Жуковку на Рублевке зайти. А...ну да, тиковую мебель отхватить. Правда, на мутных условиях поставки DAT порт РФ, но все же...Рубины поддельные в основном. Такие дела.
[info]dragon_naga wrote:
Jan. 18th, 2012 06:59 am (UTC)
Если вы не имеете представления о правилах хорошего тона и вежливости - это ваши проблемы. Не надо их выносить на публику.

Скажу банальность, но Мьянму каждый воспринимает по-своему. Один из упомянутых вами блогеров, например, высказался о ней как о самой грязной стране мира. А недавно туристы, приехавшие в Мьянму из Индии, говорили мне, что были приятно удивлены чистотой янгонских улиц. Истина, навреное, как всегда, посередине. А факт состоит в том, что каждый видит в стране то, что он хочет видеть. Вам хочется найти грязь - значит вы сумеете ее найти даже в самом чистом месте.

Это по существу вопроса. А если говорить в целом, то ваш комментарий не относится к сути поста и посвящен совсем другой теме. Если вам есть что сказать конкретному человеку - пишите ему в личку, а сюда ваш не относящийся к делу поток сознания вываливать не надо.
[info]doc_kolbasov wrote:
Jan. 18th, 2012 06:27 am (UTC)
да, и в сухой сезон блэкауты, как же без них. Чуть не забыл.
[info]dragon_naga wrote:
Jan. 18th, 2012 06:49 am (UTC)
Блэкаутов в крупных городах уже два года как нет. Электростанции в стране активно строятся, за последнее время ситуация с электроснабжением кардинально меняется к лучшему.

Так что лучше, если бы Вы об этом забыли, чем продемонстировали тут Ваш уровень владения информацией.
[info]wusee wrote:
Apr. 1st, 2012 12:36 am (UTC)
[info]bsw_am wrote:
Apr. 6th, 2012 12:56 am (UTC)
Спасибо, армяне есть и читают ;-)
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

Жду Ма Та Ту
[info]dragon_naga
Житель Янгона

Latest Month

April 2012
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930