?

Log in

Previous Entry | Next Entry

«Если ты живешь в тропиках, то должен привыкнуть к тому, что по тебе постоянно кто-то ползает, и твоя жизнь все время находится под прицелом нескольких пар внимательных глаз». Эту фразу, вычитанную в одной из книг, можно по-настоящему оценить только тогда, когда перестанешь смотреть на свою комнату глазами европейца и начнешь ее воспринимать примерно как джунгли – сложный симбиоз живых существ, где человек – не главный обитатель. И неважно, живешь ли ты в дорогом кондоминимуме, или в дешевой квартире на окраине Янгона – эта истина актуальна везде.

А уж если у вас в квартире завелась крыса – тогда, переворачивая в ее поисках все диваны и отодвигая шкафы, поневоле изучаешь всю фауну собственного места обитания.

Итак, крыса была молодая, но умная. Не очень большая (большие жирные крысы, подлинные хозяева мьянманских ночных улиц, вряд ли забрались бы так высоко), молодая, темно-серая, с гладкой красивой шерстью, с длинным хвостом и почти белым брошком. Видимо, она пришла через окно – я не раз был свидетелем того, как крысы быстро карабкаются по отвесным отштукатуренням стенкам зданий и ловко перескакивают с трубы на трубу на уровне восьмого этажа. Интересно, что дорогие кондо с их карнизиками, архитектурными украшениями и балконами для цветов под окнами, как раз гораздо более удобны для крыс, чем муниципальные дома с их голыми отвесными стенами без архитектурных излишеств. Многие окна открыты – и крысы заходят в дома как хозяева. Они прогрызают дыры в железной проволоке противомоскитных сеток и первым делом бегут к мусорным ведрам. А уже потом решают, стоит ли тут поселиться.

Мьянманские дома строятся просто: возводится конструкция из несущих балок, а потом кладутся перекрытия. В дорогих кондо считается, что выпирающие балки на потолке – это некрасиво. Поэтому хозяева квартир, делая ремонт, стараются эти балки всячески закрыть, придав комнате вид правильного куба без изысков. Для этого они делают навесные потолки - идеальное место для того, чтобы там селились и чувствовали себя в безопасности разнообразные живые существа. В обычных янгонских квартирах хозяева такими изысками не заморачиваются – поэтому там для крыс меньше возможностей найти комфортабельную жилплощадь. Кроме того, в дорогих корндоминимумах крыс больше еще и потому, что жители там по определению не голодают и едят много мяса и рыбы. А значит, мусорная корзина всегда полна лакомства.

Что делать жильцам квартир, у которых на подвесном потолке решила обосноваться крыса? Да, собственно, сделать ничего нельзя. Если положить ей отраву – она там сдохнет и будет вонять. А разбирать потолок – дорогое удовольствие. Если поставить мышеловку – крыса в нее не пойдет. Как и всякое умное существо, она обходит стороной всякие непонятные металлические конструкции, даже если там лежит лакомство. Точно так же крыса относится и к специальному клею. На этикетке банки бойко расписываются уникальные свойства этого липкого вещества, причем особо отмечается, что попавшая в западню крыса долго будет издавать тревожный визг, который заставит ее сородичей убраться подальше от опасного места. В качестве иллюстрации там же изображена улыбающаяся крыса, от задранного носа которой, как от антенны, кругами расходятся волны – типа рекламы блютуса.

Собственно остается одно – создавать крысе нетерпимые условия. Например, колотить в навесной пололок шваброй, чтобы она там наверху подскакивала на месте. Или купить звуковой отпугиватель, который в Мьянме на крыс давно не действует – они к нему привыкли точно так же, как люди, живущие возле больной железнодорожной станции, не обращают внимание на шум поездов и выкрики из громкоговорителей на столбах. Впрочем, отвадить крысу, если она облюбовала вашу квартиру – занятие бесперспективное, даже если вы будете оставлять мусорное ведро но ночь пустым.

Когда человек понимает это – он начинает относиться к крысе как к члену семьи. Это – первый признак того, что он признает сове поражение. Поселившаяся у меня крыса, после безуспешных попыток поймать ее с помощью мышеловки и клея, получила имя - Пенелопа Крусова. Для мьянманцев нет разницы не только между русскими буквами «б» и «в» (поэтому если мьянманец пишет вам по-русски в чате «я завыл» - не надо рисовать жуткие картины и все понимать буквально), но и между буквами «ы» и «у». А особенности мьянманского языка заставляют их слово «крыса» произносить исключительно как «круса». Пенелопа Крусова возникла именно на этой лингвистической основе. Ну и плюс, конечно, отсылка к имени испанской кинозвезды, на которую (да простят меня ее поклонники) эта крыса поразительным образом смахивала.

Постепенно Пенелопа Крусова зажила своей мифологизированной жизнью, все больше отделяясь от конкретной крысы, живущей за стенкой. По ночам она приходила к моему компьютеру, который оставался включенным, потому что ночь – идеальное время для загрузки торрентов, и чатилась со своими собратьями. А попутно – участвовала в концертах художественной самодеятельности, издавая художественный свист. Кто спал в южных городах с открытыми окнами, знает, насколько ночная какофония городской жизни наполнена крысиными взвизгиваниями. Когда ее застигали на кухне – она демонстрировала чудеса цирковой акробатики, ловко карабкаясь по гладкой аюминиевой оконной раме на потолок, или прыгая со стола на стул. Человек даже с самой быстрой реакцией не мог бы уследить за финтами этого существа – Пенелопа Крусова на самом деле носилась как молния, исчезая с глаз и тут же материализуясь совсем в другом конце кухни.

Буддизм учит людей быть оптимистами. Поэтому даже появление Пенелопы Крусовой надо было рассматривать как не очень большое зло. Тем более, что, по большому счету, Пенелопа не собиралась огрызаться и убегала, если видела людей. Бывают в квартире существа куда мельче, но куда более мерзопакостней.

Мьянманские термиты («ча»), например - это напасть сродни пожару. Они мало чем отличаются от обычных муравьев, и у них есть дурная привычка – переволзать своими огромными колониями с квартиры на квартиру. Нужно видеть процессию этих существ, одержимых идеей переезда. Они идут широкой полосой по поверхности, делая себе прямую дорогу. Если это продвижение было в отсутствие хозяев – то последствия великого переселения будут для них неожиданными. Например, в один прекрасный день сорвется со стены деревянный кухонный шкаф. Задняя стенка его будет превращена в труху, и он просто рассыплется в момент падения. Ча могут жить под паркетом, методично его поедая, и когда паркет начнет шевелиться под ногами – кричать «караул» будет уже поздно.

Самая наглая, на мой взгляд, привычка колонны ча – это идти прямой дорогой, не обращая внимание на препятствия. Причем, вопрос препятствий решается быстро и радикально. Когда на пути колонны ча в углу лежали штаны – ча не заморачивались поиском пути в лабиринте складок, и быстро прогрызли в штанах сквозную дыру. В итоге следующие колонны ча спокойно шли сквозь штаны как через туннель в горах. То же самое ча спокойно делали с книгами и деревянными дверями.

На ча не действуют никакие химикаты. Вернее, они действуют, но все равно значительная часть ча выживает в глубокиз норах, которые они прогрызли в древесине, и снова продолжает свою разрушительную деятельность после отбоя химической тревоги. Единственный эффективный метод борьбы с ними – радикальный. Мебель и паркет вывозятся из квартиры и сжигаются.

Другая квартирная напасть – это тараканы. В отличие от российских собратьев (которые тут тоже имеются, но их мало) мьянманские тараканы – большие, величиной с палец. И, что особенно неприятно, они умеют летать. Дома в мьянманских городах обычно строятся впритык друг к другу, окно в окно, и тараканы даже особо не утруждают себя, чтобы очутиться в другой квартире. Если присмотреться к мьянманским тараканам, то это – на удивление красивые насекомые, даже не без изящества. И если абстрагироваться от понимания того, что они переносят грязь и заразу, их вполне можно полюбить. Впрочем, вся любовь обычно заканчивается в тот момент, когда в ночной темноте на тебя пикирует и с увлечением начинает по тебе ползать это милое насекомое. Тут уж даже у буддистского монаха, для которого обычная человеческая привычка хлопать на себе комаров, кажется святотатством, возникнет жуткое желание прибить нахала насмерть.

Лично для меня с этими тараканами связано совсем не «квартирное» воспоминание. Как-то, когда я гулял по городу, вдруг начался дождь. Спасение от дождя было одно – крытая автобусная остановка с лавкой. Дождь оказался настоящим тропическим ливнем – вода начала заливать все вокруг, затекая под остановку. И в этот момент появились тараканы. Оии лезли толпами из всех шелей заливаемого водой асфальта, пытаясь найти какое-то сухое возвышение. Первыми начали орать мьянманцы, сидевшие на лавке – кишащая толпа тараканов полезла вверх по ножкам, абсолютно скрыв их, а потом - по сидящим людям. Но даже те, кто стоял, вынуждены были постоянно танцевать и подпрыгивать – тараканы огромными толпами устремлялись к их ногам и пытались карабкаться по ним вверх. Некоторые взлетали и садились людям на плечи и на голову. После странных танцев людей на остановке весь асфальт был покрыт мерзкой скользкой коркой из давленых тараканов, которую постепенно смывали потоки воды. Это ощущение ловушки - сильный ливень снаружи и полчища ползущих по людям тараканов под крышей - я, наверное, буду помнить еще долго. И – понимание того, что человек на Земле жив до сих пор только потому, что какие-нибудь мелкие твари типа тараканов просто еще не расплодились как следует.

На фоне всего этого постоянно бегающие по любой мьянманской квартире зелено-серые безобидные лупоглазые ящерки кажутся более чем дружелюбыми существами. Они молча смотрят на тебя с потолка, когда ты сидишь за компьютером, или, расположившись возле горящей лампы, с увлечением охотятся на летящих к ней мошек и комаров. Иногда, правда, они способны внезапно и громко застрекотать где-то над ухом – но это и есть самое серьезное беспокойство, которое они во состояни и принести людям.

Примечательно, что ни одно из этих живых существ человек не наделяет способностью мыслить. А значит – априори не считает равным себе. Дав крысе имя – Пенелопа Крусова – ты тем самым признаешь, что это такое же как и ты живое существо, наделенное разумом, способное мыслить и чувствовать. Если у мьянманца спросить, кто умнее – собака, крыса или корова – мьянманец почти стопроцентно выберет крысу.

Именно поэтому дальнейшая охота на Пенелопу Крусову строилась совсем по другому принципу – не от идеи, что она дура, а от понимания того, что любое умное существо тоже делает ошибки, особенно когда спешит. Если честно, лучше бы она жила дальше – но не в моей квартире. А наблюдать, как она вскакивает на кухонный стол и лазает между тарелками, из которых ты потом ешь – малоприятное занятие. Это, собственно, и определило окончательно мое отношение к этой, в принципе симпатичной мне крысе. Она может быть симпатичной до какой угодно степени – но не за счет угрозы человеческому здоровью. А о том, что именно из-за крыс часто начинались эпидемии – известно любому школьнику.

В стратегии охоты на Пенелопу был выбран безошибочный вариант: сделать пути ее выхода в свет максимально извилистыми, установив на них мышеловки и положив листы с клеем. А чтобы крыса была решительнее, за пределами этого лабиринта оставить для нее суперприз – то, что крысы особенно любят. А любят мьянманские крысы все тухлое – особенно уважают сушеную рыбу с резким запахом. Поэтому заманивать их свежим куском мяса – дело бесполезное. Предполагалось, что крыса, бросившаяся наутек, не сможет в быстром темпе обогнуть все лабиринты из клея и мышеловок, и обязательно во что-то вляпается.

Сегодня утром все случилось именно так. Удирая в свое укрытие при виде зашедшего на кухню человека, Пенелопа получила по башке мышеловкой. Мьянманские мышеловки вполне могут быть использованы против медведя – поэтому я уверен, что крыса вообще не мучилась. Вместе с мышеловкой она была выкинута на улицу, оставив при этом в душе ошущение какой-то пустоты. Все-таки за то время, когда Пенелопа Крусова хозяйничала на кухне, она сумела стать неотъемлимым элементом моего мьянманского пейзажа, без которого он выглядит уже не таким ярким.

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
hanber
May. 23rd, 2012 05:21 am (UTC)
Жесть! Спасибо. Даже и представить себе не мог, что можно так интересно написать о таких, мягко говоря, "не совсем приятных" вещах. С детства терпеть не могу насекомых, особенно пауков. Терпеть не могу. К мышам и крысам был как-то более либерален. По крайней мере, они не вызывали такого отвращения и ужаса, как некоторые насекомые. Помню, как вселился в одну жилплощадь (а жили там до меня, мягко говоря, не совсем порядочные люди), то был дико поражён обилием прихлопнутых на обоях тараканов... Ох и помаялся я тогда с уборкой и приборкой... Так что, хоть и не Мьянма, но тоже...
dragon_naga
May. 23rd, 2012 10:34 am (UTC)
Пауки - это да... В Мьянме в домах их тоже много, но существа они безобидные, и живут себе вверху своей жизнью, редко спускаясь у людям. Основная проблема от них - они плетут паутину в углах под потолком. Причем, если не следить за помещением и не делать уборку регулярно - пространство в углах под потолком будет быстро затянуто тенетами, на которые начнет оседать пыль. Поэтому у хорошей мьянманской хозяйки два веника: один - подметать пол, другой - потолок. )))
hanber
May. 23rd, 2012 10:37 am (UTC)
А что, ядовитых пауков там нет? И вообще, присутствуют ядовитые насекомые в жилых массивах?
dragon_naga
May. 23rd, 2012 10:50 am (UTC)
Ядовитые пауки, говорят, есть в джунглях. Мьянманцы уверяют, что те, которые обитают в городских квартирах - не ядовитые, и питаются исключительно мошками, а не людьми..
hanber
May. 23rd, 2012 11:11 am (UTC)
Хе-хе, что ж, тогда можно спать более спокойно.
vsevolod_volkov
May. 23rd, 2012 05:44 am (UTC)
чудный текст
itman
May. 23rd, 2012 07:11 am (UTC)
ЗдОрово. Классный текст.
trasnochador
May. 23rd, 2012 07:14 am (UTC)
А змеи и прочая ядовитая живность в городских квартирах не встречается?
dragon_naga
May. 23rd, 2012 09:01 am (UTC)
На первых этажах - бывают. В частном секторе - тем более. Иногда идешь по улочке в деревне - и видишь, как впереди тебя ее змея шустренько так, извиваясь волнами, переползает. Многие мьянманцы боятся вечером по нужде зайти в темные кусты с травой (особенно если рядом водоем), потому что неизвестно, что оттуда выползет... Даже на территории российского посольства змею как- то видели. )))

Edited at 2012-05-23 09:06 am (UTC)
a_sad_clown
May. 23rd, 2012 06:38 pm (UTC)
В сухой сезон их по идее меньше должно быть? Или я ошибаюсь?
bezim
May. 23rd, 2012 07:22 am (UTC)
Здоровский рассказ)
У меня жил такой таракан, размером в палец. первое время дико хотелось его изгнать, но потом я подумала, что вообще-то не он ко мне заселился, а я к нему, поэтому я дала ему имя. Умберто.
Сначала он боялся меня и прятался, а затем наступила идиллия - сидя за компом, я задирала ноги на стул, оставляя для него шлепки, в которые он залезал и засыпал, получалась картина - хозяйка и спящий у ее ног Умберто.
А крысы... они у меня жили на чердаке и ночами носились по карнизам, это было не просто громко, это было громко и страшно:) Петь, а змеи! Домой приходишь и проверяешь - не заползла ли кобра.
Блин, скучаю...
dragon_naga
May. 23rd, 2012 04:47 pm (UTC)
Нда... И при всем при этом - ни одного седого волоса...

Как так получилось? ))))
bezim
May. 25th, 2012 06:25 am (UTC)
Может седые волосы и есть, но как их заметишь, когда они вечно в движении?)))
russula_wild
May. 23rd, 2012 07:29 am (UTC)
А почему крысу не приручить? Я бы ее подкармливала. Чем плоха крыса? Единственная проблема - она может размножиться, а вот много крыс - это уже действительно плохо. Но, может быть, Вам повезло и это крыс (самец, то есть), а значит проблемы с детенышами не будет.
А сетки от летающих тараканов не помогают? От таких размеров должны спасать даже крупные сетки, по идее.
a_sad_clown
May. 23rd, 2012 06:36 pm (UTC)
А ещё они проводку грызут и инфекции переносят...
dr_ups
May. 23rd, 2012 08:27 am (UTC)
восток дело толстое
да, у нас тоже таракашки большие и летают. а комарики маленькие, но жутко зудит там где они кусают :)
rollon
May. 23rd, 2012 09:47 am (UTC)
не каждый человек такого некролога удостаивается, как эта крыса:)
izleme
May. 23rd, 2012 09:52 am (UTC)
Грустно. Сочувствую.
doktoraikasap
May. 23rd, 2012 10:45 am (UTC)
А если местного кошака завести или другого приручаемого хищника?
dragon_naga
May. 23rd, 2012 11:01 am (UTC)
Видели бы вы, как шарахаются местные кошаки на улице, когда ночью дорогу им перебегает крыса. ))))
doktoraikasap
May. 23rd, 2012 02:07 pm (UTC)
Надо российских завести :) Хотя если крысы в натуре очень большие, то надо кого-то посерьезнее искать.
poopoopastor
May. 23rd, 2012 10:49 am (UTC)
..благодаря Вам,..... только что на туристическом рынке.... появилась ещё одна.... горящая путевка в Таиланд.....=)
dragon_naga
May. 23rd, 2012 10:58 am (UTC)
Приятно ощущать себя человеком, влияющим на турпотоки между государствами...
a_troitskiy
May. 23rd, 2012 01:40 pm (UTC)
Написано здорово!

Хорошо меня в Янгоне ливень не заставал!
laew
May. 23rd, 2012 02:22 pm (UTC)
отличный текст!:)
a_sad_clown
May. 23rd, 2012 06:34 pm (UTC)
Как увлекательно написано!!! С душой!!!

А на меня в Янгоне во время крайней поездки муравьи набег устроили - за оставленной в рюкзачке карамелькой пришли! ;-)))
_alena_
May. 24th, 2012 08:23 am (UTC)
бррр) єто я о тараканах))))
elena_koulikova
Jun. 1st, 2012 11:59 am (UTC)
ого, какая жесть.
я бы от тараканов с ума сошла, наверное.

крысы - очень неприятное явление, согласна. Но Вы так описали интересно, что даже удалось дочитать до конца.

А вот в ситуации как на остановке, я бы предпочла вымокнуть насквозь...
sklepik
Jun. 10th, 2012 04:33 pm (UTC)
оффтоп
извините за оффтоп, но меня гложет ситуация в мьянме. что сейчас там происходит? насколько серьезна стычка с рохинджа?
endrju10
Mar. 31st, 2013 09:21 am (UTC)
Очень интересный пост. Другие тоже не хуже. Понравилось. Добавил в друзья. Буду читать по мере возможностей.
chin_tu_fat
May. 26th, 2014 01:09 pm (UTC)
Почему-то только сейчас прочитал этот пост (хотя читаю Вас уже давно).
Как зверски точно вы передаете всю гамму чувств в подобной ситуации!
К счастью у меня не было подвесных потолков (мебель на кухне разбирается не в пример легче) и удалось поймать животину грубой силой с помощью спрея для посуды и картонки с клеем.

Edited at 2014-05-26 01:21 pm (UTC)
( 31 comments — Leave a comment )

Profile

Жду Ма Та Ту
dragon_naga
Житель Янгона

Latest Month

June 2017
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930