Житель Янгона (dragon_naga) wrote,
Житель Янгона
dragon_naga

Category:

Рубиновые губки... или искусство жевания бетеля

В 19 веке к бирманской королеве (кажется, это была та самая Супаялат, жена Тибо, которая упомянута в «Роуд ту Мандалай» Киплинга) привели британских торговцев. Их подарки настолько понравились королеве, что она лично открыла свою коробочку для бетеля, взяла лист, положила на него все ингредиенты, свернула и предложила торговцам пожевать. То ли руки у королевы были грязные, то ли британцы не поняли, чего от них хотят, но королевского подарка они не оценили. Недоуменно посмотрев на свернутые конвертиками листики, они сунули их в карманы штанов и откланялись, оставив королеву в недоумении. Для ее подданных такое счастье – чтобы для них сделала бетель и предложила из своих рук королева – было бы целью всей их жизни. Они бы долго жевали, не выплевывая, этот бетель, и потом остаток жизни бы не мыли рот.

К мьянманскому бетелю европейцы обычно относятся так же, как они относятся к жевательной резинке. Жвачка для них – это либо обыденность как для многих американцев, либо свидетельство о дурном воспитании, как для многих европейцев. Поэтому бетель ставится именно в этот же ряд – просто как привычка, иногда - дурная. Европейцы удивляются, когда узнают, что еще совсем недавно в каждой уважающей семье обязана была быть на почетном месте коробочка для бетеля (металлическая, деревянная или лаковая), из которой хозяин или хозяйка самолично смешивали ингредиенты, заворачивали в лист и подавали почетным гостям. Если в России подавали гостям хлеб-соль, то в Бирме – бетель, толстые сигары и маринованные листья чая.

Листья бетеля (кустарника Piper betle) издавна считались возбуждающим средством и освежителем дыхания. В аювердической медицине их используют как афродизиак, ими лечат головные боли, артриты и боли в суставах. В странах Юго-Восточной Азии его используют при зубной боли. В Мьянме листья бетеля жуют вместе с известью и толчеными кусочками орешков пальмы катеху (арека) (Areca cathecu), которую во многих источниках именуют «betel nut», хотя никакого отношения эти орешки к деревьям бетеля не имеют. В книгах пишут, что эти орешки содержат алколоид ареколин, который стимулирует слюноотделение (слюна окрашивается в красный цвет) и сам является возбуждающим средством. Также отмечается, что «известь используется для того, чтобы сохранить активные вещества в форме свободного основания, позволяя им проникнуть в кровеносную систему сублингвально». Хотя в других источниках пишут, что известь нужна для улучшения вкуса - гашения содержащейся в листьях кислоты. Вот, пожалуй, и вся научная информация про бетель.

Бетель (как порция для жевания, а не как дерево) по-бирмански называется «куангъя» (но когда мьянманцы это слово говорят в быстрой разговорной речи – оно слышится как «кунья»). Его жуют именно свежеприготовленным. Причем, нужно не только смешать ингредиенты и завернуть в свежий листочек с дерева, но и сами эти ингредиенты подготовить непосредственно перед употреблением. На многих улицах мьянманских городов и поселков установлены столики, где вам быстренько сделают порцию жвачки: на известковом камне потолкут орешки, добавят лайм, анис и все это завернут в зеленый листок изящным маленьким конвертиком.

Вкус куньи – на любителя. Листок и лайм освежают полость рта, а растертый орех обладает кисло-вяжущим вкусом. Анис и прочие ингредиенты придают свой аромат. В общем, на взгляд европейцев, кайфа мало. Но бирманцы это жевать любят. Сказывается ли пример предыдущих поколений, или человек сознательно использует бетель как элемент имиджа – сказать трудно. По крайней мере, терпкий аромат, которым пропитывается тело постоянно жующего бетель человека, многим бирманцам кажется приятным. А жевание бетеля в процессе общения позволяет не сразу давать ответ и подумать прежде чем сформулировать мысль. Более образованные бирманцы говорят, что в поэтическом творчестве отражен такой факт как прекрасные рубиновые губы жующих кунью девушек (на взгляд европейцев, это выглядит наоборот ужасно) – я уже написал о красной слюне жевальщиков.

Есть и другая причина жевания бетеля. Друзья-мьянманцы без проблем предложат вам «правильный бетель». Что входит в его состав и почему после него возникает особая приподнятость настроения – это страшная тайна. Многих жевальщиков «правильного бетеля» можно узнать по красным глазам и несколько эйфорической реакции на происходящее вокруг. Кстати, таких людей очень много среди янгонских таксистов и кондукторов автобусов.

В храмах и других местах для жующих бетель установлены специальные урны с песком. В автобусах люди, привыкшие жевать бетель, обычно вооружаются в дорогу пластиковыми пакетами, куда сплевываются пережеванные остатки. Кондуктора ведут себя более свободно – и плюют прямо из окон автобуса. Потом споласкивают рот водой из бутылки, заткнутой за поручень – и снова плюют. На остановках к автобусу могут подойти торговцы бетелем и предложить желающим новую дозу. В кинотеатрах люди тоже сидят с пакетами и бутылками с водой. Видимо, жевание бетеля помогает лучшему восприятию фильма.

А если мьянманец идет по улице и хочет сплюнуть бетель – обычно он использует придорожную канаву, ствол дерева или угол какой-нибудь постройки. Углы многих янгонских домов покрыты следами от плевания бетелем сотен человек. Надо сказать, что многолетний опыт помогает им плевать в дырки на асфальте очень метко.

Между прочим, эта привычка мьянманцев уже была использована в политическом пиаре. Когда где-то собирается и долго стоит толпа – после нее всегда асфальт такой, как будто на нем шли ожесточенные бои с членовредительством и кровопролитием. А когда в толпе рвется сандалия – например, если на нее случайно наступает сосед - мьянманец обычно скидывает обе и идет домой босиком, а сандалии валяются на тротуаре. Так вот, после известных янгонских демонстраций почти два года назад мир по каналам западных информагентств обошла фотография, сделанная ушлым репортером: брошенная после ухода толпы сандалия, покрытая какими-то кровавыми с виду ошметками. Любой человек, не знающий Мьянму, даст волю фантазии, ужаснется и содрогнется при виде этой картинки, которая подавалась обычно в многозначительном разделе «Без комментариев». Так делается пиар, и так делаются сенсации…

Сегодня в мьянманском обществе существуют две точки зрения на бетель. Первая – что жевать его неприлично, и что это позорит страну в глазах иностранцев. Именно поэтому в более-менее солидных офисах (в том числе и на госслужбе) в рабочее время жевать бетель запрещено – чиновников в массовом порядке агитируют переходить на кофе, дающее схожие ощущения. Поэтому если вам в мьянманском офисе предложат традиционный для Мьянмы кофе со сгущенным молоком – знайте, что еще несколько десятилетий назад на месте этого кофе был бы бетель.

Другая точка зрения состоит в том, что бетель – такая же составляющая мьянманской жизни как юбки-лонжи, или тюрбан гаунг-баунг. Согласно этой точке зрения, жевать можно и нужно – правда, не выходя за рамки приличия. То есть, не плевать где попало и не создавать проблем окружающим. Иностранцы жуют жвачку – а мьянманцы жуют кунью, и неизвестно еще, что полезнее.

Тут, правда, есть одна проблема. Я уже говорил о терпком аромате и о красных губах. Скажу еще и про зубы. При многолетнем держании во рту порций бетеля страдают десны – они «уходят» вверх, обнажая основание зубов. И вот там, в этом основании, где эмаль особенно хрупкая, она начинает портиться. Поэтому зубы бетельщика со стажем (если они еще остались) представляют из себя довольно страшное зрелище – истонченные у основания, длинные из-за скукожившейся десны, и потемневшие от агрессивной среды, которой является бетель. Кстати, рак полости рта у жевальщиков бетеля – тоже не редкость.

Именно поэтому сегодня все больше и больше образованных мьянманцев в крупных городах отказываются от этой привычки. Фактически у обеспеченных и образованных слоев населения, а также у людей, призванных быть «лицом страны», эта привычка постепенно сходит на нет. Тем не менее, прослойка этих людей недостаточно большая, чтобы сделать эту тенденцию определяющей для всего мьянманского общества.
Subscribe

  • Конституционный переворот

    Как мьянманские военные снова пришли к власти Главком вооруженных сил Мьянмы (Тамадо) старший генерал Мин Аун Хлайн, выступая…

  • Под красным знаменем

    Сила и слабость правящей партии на выборах в Мьянме Спустя двое суток после закрытия избирательных участков можно сделать…

  • Выборы и Ковид

    Как голосовали в Мьянме 8 ноября Сегодня в Мьянме прошли всеобщие выборы, которые должны определить судьбу 55-миллионной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments