?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Каренский Новый год

5 января карены (или, как их повсеместно называют в Мьянме – кайины) отметили в свой Новый, 2750 год. Считается, что этот отсчет времени ведется с того момента, когда предки этой национальности пришли откуда-то с севера (то ли с Тибета, то ли из Монголии) и поселились на нынешней территории своего обитания. То есть, как видим, никакой религиозной подоплеки в этом празднике нет, и его могут отмечать карены разных вероисповеданий – христиане, буддисты и анимисты. День каренского Нового года – не фиксированная дата. Он зависит от лунного календаря и чаще всего приходится на вторую половину декабря.

Парадоксально то, что в Мьянме официально являются выходными новые года наций, живущих за ее пределами (например, китайцев или этнических индийцев), но единственная из мьянманских народностей, удостоившихся права иметь собственный Новый год в виде нерабочего дня – это именно карены. Власти независимой страны тут ни при чем – Новый год каренам с 1937 года специальным законом №26 разрешили отмечать англичане. А после ухода англичан все сменявшие друг друга бирманские и мьянманские власти на этот праздник от греха подальше не покушались. Оно и понятно: история взаимоотношений каренов и бирманцев – далеко не безоблачная. Даже события в истории для этих двух наций порой имеют абсолютно противоположные оценки. Скажем, в оценке личности генерала Аун Сана, который привел в страну японцев. Бирманские отряды Аун Сана, войдя с японцами на территорию Бирмы, тут же отложили в сторону идеи освобождения своей страны и начали вырезать каренов (как пособников англичан). Даже сами отличавшиеся особой жестокостью к покоренным народам японцы были ошарашены таким поворотом событий и вынуждены были вмешаться, чтобы прекратить зверства.

Вот из этого маленького факта можно понять, что история сосуществования двух народов отнюдь не всегда, мягко говоря, была дружественной. Каренская верхушка приняла христианство, и поэтому была гораздо ближе англичанам, чем буддистская бирманская элита. Многие простые карены, тем не менее, остались буддистами. Вот на основе этой исторической данности как раз и произошло разделение каренов на сторонников существования в рамках большого государства (нынешней Мьянмы) и на тех, кто готов был с оружием в руках отстаивать независимость. Причем, поддержка населением той или иной точки зрения зависела от того, кто в данный момент был сильней – центральное правительство или каренские войска. Например, когда в конце 40-х годов прошлого века каренские отряды подняли восстание и их войска дошли до Рангуна (Янгона), все бирманские карены тут же вспомнили о своей национальности и начали активно помогать соплеменникам. А когда военные власти страны в 90-е годы сумели перехватить инициативу и нанести силам каренских сепаратистов несколько поражений, число сторонников мирной жизни в едином государстве резко выросло, а буддистские части каренов перешли на сторону центрального правительства.

С тех пор в отношениях центральных властей Мьянмы и сепаратистского правительства существует некий баланс сил. Формально обе стороны являются врагами, но уважают силу друг друга. Поэтому, например, мьянманские власти в 2002 году довольно тепло поздравили с юбилеем бывшего лидера сепаратистов генерала Бо Мя, а в 2004 году сам Бо Мя посетил Янгон и был там принят с почетом. Тем не менее, обе стороны постоянно «щекочут» друг друга, делая пробу сил рейдами и вооруженными стычками. Мьянманские военные признавались мне, что сейчас ситуация патовая. Мьянманская армия сегодня вполне способна занять неконтролируемую территорию. Тем не менее, у бирманских генералов после рейдов по этой территории пришло понимание того, что контроль над ней может быть удержан только путем геноцида. А у мьянманских военных несколько иное понимание своей исторической ответственности за судьбу страны и населяющих ее народов, чем у военных из многих других стран мира, для которых важен военный успех, а не цена, которая за него в итоге заплачена.

Про каренов любят говорить, что их борьба – это именно желание независимости в чистом, фанатичном виде. Чтобы подчеркнуть чистоту этого желания, карены-сепаратисты демонстративно не выращивают наркотики. Эта «чистая» борьба за независимость как раз во многом и характеризует каренов. Среди многих бирманцев карены считаются людьми «с пулей в голове» - упрямыми, непредсказуемыми, отмороженными и сумасбродными (кстати, многие бирманцы почему-то уверены, что лица у каренов – больше, чем у бирманцев). Для бирманцев «каренские» карены - странные люди, которые зачем-то живут в горах и видят смысл жизни в том, чтобы периодически совершать набеги на расположенные в низинах гарнизоны правительственных войск. А их стремление к независимости, не подкрепленное никакими экономическими соображениями (например, свободой выращивать опиумный мак и выгодно его продавать, как у других меньшинств) рассматривается именно как выражение их упрямого и сумасбродного характера.

Хотя в любой нации есть разные люди, бирманцы предпочитают общаться с каренами (если это не их проверенные временем близкие друзья) с известной долей осторожности. В свою очередь, карены во взаимоотношениях с остальными жителями Мьянмы тоже максимально эффективно используют три главных преимущества своего статуса. Во-первых, они – вторая по величине народность Мьянмы (их численность по разным оценкам варьируется от 7 до 8 миллионов человек, причем около 7 миллионов живет именно в Мьянме). Во-вторых, вынужденное признание властями Мьянмы статуса-кво в отношениях с неконтролируемой территорией. И, в-третьих, карены на территории Мьянмы хотя и живут компактно (своими деревнями и поселками), но разбросаны по всей территории юга страны – прежде всего дельты Иравади.

В Янгоне карены компактно проживают в микрорайоне Инсейн (хотя часть из них живет и в других районах города). Здесь каренскими являются целые кварталы. Их отличительные черты – довольно большое количество христианских церквей и развешанные везде каренские национальные флаги. У каренского флага два главных цвета – красный и синий, и по цветовой гамме он очень напоминал прежний мьянманский флаг, поэтому наличие каренских флагов в кварталах Инсейна раньше не сильно бросалось в глаза (особенно когда не было ветра). Сейчас же каренские флаги выглядят несколько вызывающе.

Скажу больше. В тех самых кварталах района Инсейн, где компактно живут карены, действует Каренская баптистская теологическая семинария (по иронии судьбы она находится совсем недалеко от Янгонского технического университета, в свое время построенного и подаренного Бирме Советским Союзом). Она основана еще в 1845 году, сначала управлялась приезжими миссионерами, потом постепенно руководство перешло к местным кадрам. Сейчас каждый год семинария, расположенная на возвышенности и снабженная массивной вывеской в бирманском стиле в виде отдельно стоящей длинной каменной тумбы с надписью, выпускает около 100 специалистов в области теологии (помимо теологии слушателям преподается несколько общегуманитарных предметов, объединенных в понятие «либерал артс»). Нужно ли говорить о том, что хотя формально среди целей декларируется обучение «каренов и других национальностей», преподавание ведется в основном на каренском языке (приглашенные из-за рубежа преподаватели читают курсы на английском). Бирманский язык для обучения не используется вообще. Напомню, что речь идет об учебном заведении, расположенном не где-то в непризнанном каренском государстве, а в одном из районов Янгона.

Нужно ли после этого объяснять, что такое для каренов, постоянно желающих показать свою самостоятельность и независимость ни от кого, их собственный Новый год. Он проходит как демонстрация всем остальным (включая прежде всего бирманцев) своего исключительного положения в государстве. И хотя празднование проходит мирно и весело, эта демонстрация каренского единства знающих и понимающих людей впечатляет куда больше, чем чья-то лезгинка в Москве около Красной площади. Впрочем, в буддистской стране (парадоксально, но карены-христиане по своему восприятию мира все-таки куда больше буддисты, чем христиане) люди с пониманием и терпением склонны относиться и не к таким самовыражениям тех, кто живет с ними рядом.

Перед каренским Новым годом уже много лет создается организационный комитет. Празднующие делятся на две части: буддисты идут в пагоду Алейн Нга Сейнт (расположенную в северной части Инсейна, на границе с микрорайоном Мингаладон), а христиане посещают богослужения – например, в католическом храме святых Петра и Павла (в этом году мессу провел священник Томас Со Тху Тху вместе с 12 каренскими священнослужителями) и в баптистских церквях. Некоторые карены (особенно молодые) умудряются посетить и храм, и пагоду – и не видят в этом ничего предосудительного. Помимо этих двух мест празднование проходит и в других частях микрорайона Инсейн – например, на территории железнодорожного депо и в упомянутой Каренской баптистской теологической семинарии. Тем не менее, «христианские» мероприятия – по большей части официальные и формальные. Самым главным центром торжеств в Янгоне для простых людей несомненно становится пагода Алейн Нга Сейнт.

В этот день по всей стране карены носят свою традиционную одежду, которая стороннему наблюдателю может показаться подобием узорчатого фартука (или плаща-пончо) с висюльками. Около пагоды на протяжении сотни метров устраивается бойкая торговля сувенирами, предметами традиционной одежды, символами каренского народа, компакт-дисками с каренскими песнями и танцами. Сюда привозят карусели для детей, здесь можно перекусить, сидя около жаровни на пластмассовых стульчиках, а можно купить что-нибудь ненужное на распродаже всякой мелочевки – от бумажников до кепок.

Сама пагода Алейн Нга Сейнт, кстати, имеет довольно оригинальную архитектуру. Она не гладко-золотая, как многие ее собратья, а очень богато по всей высоте украшена узорами и завитушками. По сути, она представляет собой этакий узорчатый теремок с шишкоподобной рельефной золотой крышей. По четырем углам от пагоды стоят бащенки с винтовыми лестницами, напоминающие минареты. Вычурными объемными узорами украшена пагода и внутри, а лепнина на потолке напоминает фигурные люстры. Позади пагоды – смотровая вышка, в которую идет внутренняя винтовая лестница. Внизу – текст с информацией о том, кто из натов будет тебя охранять, если ты не грешил и поднялся на очередной этаж. Собственно, из-за этой пятиэтажной вышки и произошло название пагоды.

Во дворе при входе в пагоду на каренский Новый год была традиционно установлена сцена и расставлены пластмассовые стулья. Здесь проходили соревнования в различных видах творчества – в основном, в пении, танцах и игре на музыкальных инструментах. Объявление на входе в пагоду зазывало на соревнования по традиционному мьянманскому боксу, проходившие неподалеку и также посвященные празднику. Здесь же, во дворе перед пагодой, была развернута экспозиция, где демонстровались предметы традиционного каренского быта, украшения, одежда. А рядом – портреты выдающихся каренов, сыгравших свою роль в истории Бирмы.

В 4 часа утра 5 января традиционно состоялись торжества в честь национального флага. Ораторы при этом произносили вполне политкорректные речи, призывая к миру, единству и дружбе. А на следующий день 128 лучшим студентам-каренам вручили премии. Размер главного вознаграждения составил 300 тысяч кьят (то есть, около 350 долларов по сегодняшнему курсу).

Празднование каренского Нового года обычно длится два-три дня и превращается в череду официальных и неофициальных мероприятий, ярмарок, фестивалей. В этот день карены чувствуют свою принадлежность к очень неординарному народу, который хотя никогда не имел своего признанного государства, но обладает неким внутренним единством и достаточно силен, чтобы с ним считались и чтобы интересы его уважали. Карены клянутся в верности флагу и, празднуя новый год, «выпускают пар» - а это заставляет их не зацикливаться на идее независимого государства, поскольку некоторую независимость они по факту имеют и так. А у мьянманских властей появляется возможность снова и снова рассказать миру о том, как дружно уживаются в одной стране 135 национальностей.

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
tatiana_avgust
Jan. 10th, 2011 10:02 pm (UTC)
наслаждаюсь вашими текстами. Как у вас получается будучи иностранцем так хорошо разбираться в местной жизни?
dragon_naga
Jan. 27th, 2011 04:59 pm (UTC)
Мне мьянманцы жалуются, что европейцы в Янгоне ведут себя с ними высокомерно, вместо того, чтобы слушать - читают нотации, как им надо жить. Живут обособленно, тусуются только со своими - откуда у них знания про Мьянму?

Так что достаточно просто видеть в мьянманцах таких же людей как я и искренне пытаться их понять. Так что - нет ничего проще.
dreamrealizer
Jan. 10th, 2011 11:24 pm (UTC)
Очень интересная статья, спасибо
dragon_naga
Jan. 27th, 2011 04:49 pm (UTC)
Тоже спасибо на добром слове )))
bdag_med
Jan. 11th, 2011 08:18 am (UTC)
спасибо!
а не напишете ли про качинов? :)
(Deleted comment)
dragon_naga
Jan. 27th, 2011 04:51 pm (UTC)
Это уж как получится. ))) Тем не менее, постараюсь...
izleme
Jan. 11th, 2011 09:05 am (UTC)
Интересно, очень Вам благодарны. Мы в декабре были в штате Кайин, очень понравилось. (Правда, документы проверяли на каждом блок-посту, но проблем не было). Ваши комментарии оказались очень кстати. Пишите, пожалуйста.
dragon_naga
Jan. 27th, 2011 05:37 pm (UTC)
Спасибо! )))
andyos
Jan. 11th, 2011 09:36 am (UTC)
Пётр, Ваши заметки - практически готовые главы для журналисткого эссе Inside Myanmar. рекомендую подумать.
конечно, широкого читателя не будет. Но т.к. информации о стране вообще пока оч.мало, а какой-то интерес к стране всегда существует, то определённый спрос точно будет. Особенно если получится сдедать адекватную англ.версию.

С удовольствием вспоминаю наши беседы в Янгоне.
dragon_naga
Jan. 27th, 2011 04:56 pm (UTC)
Спасибо! ))) Тоже с удовольствием вспоминаю наши посиделки в Янгоне. )))

Рад, что вернулись благополучно! )))

А насчет книги или чего еще в этом роде... предложат - не откажусь...

Только не предлагают вот... )))
zvzz
Jan. 11th, 2011 02:27 pm (UTC)
спасибо большое за прекрасные статьи
dragon_naga
Jan. 27th, 2011 05:04 pm (UTC)
Спасибо тоже за добрые слова.

К сожалению из-за того, что этот сайт в Мьянме заблокирован и заходить приходится "кривыми" способами, я не читаю регулярно ленту друзей... Но иногда все-таки Ваши посты читаю )))

Так что - тоже спасибо огромное за интересные рассказы! ))
ttatiana2000
Jan. 12th, 2011 04:33 am (UTC)
интересно, какая официальная политика в этнической сфере в Мьянме. Удержать 135 этнических групп, где хотя бы одна обладает таким потенциалом независимости, это прямо таки искусство. Или все-таки осмысленная политика?
dragon_naga
Jan. 27th, 2011 05:14 pm (UTC)
Официальной политики нет - есть эмпирически найденные решения. Интересно, что они - больше политические, чем военные. То есть, именно генералы оказались способны не тупо давить, а в каждом конкретном случае проявлять определенную гибкость и строить соглашения пусть и с позиций демонстрации силы, но все равно с учетом интересов другой стороны.

На самом деле это отдельная интересная тема - но не для поста в ЖЖ, а для серьезного научного исследования... ))
nedovolny
Jan. 13th, 2011 11:36 am (UTC)
А вот интересно - какой процент территории и населения страны реально контролирует правительство? и сколько квазИнезависимых государств сейчас в Бирме существует?
dragon_naga
Jan. 27th, 2011 05:18 pm (UTC)
Интересный вопрос Вы задаете...

А контролирует ли Россия Северный Кавказ? А контролировала ли центральная власть отдельно взятую станицу Кущевскую? А насколько была свободна центральная власть в России в своих действиях по смене президента Татарстана?

Вот если Вы знаете четкий ответ на эти вопросы - можно поговорить и о Мьянме. )))
nedovolny
Jan. 28th, 2011 11:09 am (UTC)
Я честно говоря не вижу связи между Кущевкой и Бирмой:) Да и вопросом на вопрос отвечать не комильфо:) Но если вам так удобнее - то пожалуйста:) И раз вы задаете мне вопрос - отвечу. Россия Северный Каказ контролирует в том смысле что там присутствует российская армия, МВД, ФСБ, налоговая, суды, и проч. и проч. и проч. Другое вопрос - как они работают? Но они там есть. Там ходит рубль, там людям выдают российские паспорта, и молодежь отуда едет учиться в вузы России и проч. и проч.
Вот я и хочу услышать от вас ответ - каков процент своей страны бирманские военные реально контролируют - пусть хотя бы в том смысле в каком контролирует Северный Кавказ Россия.
(насколько я понимаю, карены независимы в том смысле в каком была независима Чечня в 1996-99, ну или независимо сегодня Приднестровье. в современной России Чечня 2011 совсем не то что Чечня 1997. так вот - каков процент территории Бирмы составляют местные приднестровья и карабахи)
dragon_naga
Feb. 2nd, 2011 08:57 am (UTC)
Не комильфо - это правильно. Но уточнить было надо. Хотя ясности в постановке вопроса не прибавилось.

На территории Ва, например, действует своя армия, и войск центрального правительства там нет - хотя формально по договору племя Ва признает суверенитет центральной власти.

На севере и северо-востоке страны женьминьби ходит наравне (а иногда и вместо) кьята. Хотя территории формально подконтрольные центральному правительству, и там стоят правительственные войска.

На многих национальных территориях есть анклавы со своими порядками и вооруженными отрядами - но они не позиционируют себя как независимые государства, просто стреляют по тем, кто лезет к ним с оружием, и дальше живут как хотят.

Поэтому по каждому критерию ответ будет различным. По заключенным соглашениям - один, по валюте - другой, по войскам - третий, и так далее. Кстати, карены из квазинезависимого государства свободно учатся в янгонских вузах.

Давайте выберем один критерий - и я скажу по нему ответ.
nedovolny
Feb. 2nd, 2011 09:52 am (UTC)
да нет, спасибо, мне в принципе теперь понятна ситуация. поэтому, если можно, только уточните - если это вообще реально - процент страны в которой власть правительства осуществляется без всяких "если":)
dragon_naga
Feb. 2nd, 2011 10:30 am (UTC)
А вот тут - самое время вспомнить Кущевскую. Распространялась ли на эту территорию власть центрального правительства, и исполнялись ли там российские законы, или там фактически безраздельно управляла группа лиц, руководствуясь своими собственными представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо? И сколько таких территорий в России?

В целом же, я читал оценки американцев, которые выражались термином "эффективный контроль", или "эффективное управление". Так вот, под критерии такого "эффективного контроля" попадает, по их оценкам, от 60 до 70 процентов территории Мьянмы, на которых проживает от 80 до 90 процентов населения страны.

Верить или нет этим цифрам, и оценивать, насколько верна методика их расчетов - личное дело каждого.
nedovolny
Jan. 13th, 2011 11:42 am (UTC)
И еще - как сочетаются между собой авторитарный режим - и подобные неподконтрольные ему образования как у каренов? Ведь само их наличе подрывает основы режима! Миллионы людей там живущих выводятся из-под действия правительственной пропаганды, вообще контроля, там неизвестно какая действует валюта, идет неконтролируемая торговля и т.д. и т.п. Тогда как в авторитарном государстве - основа основ - монополия на власть! А если этой монополии нет, то что тогда? Можно ли вообще говорить о Бирме как о едином государстве или же это конгломерат государств?
dragon_naga
Jan. 27th, 2011 05:33 pm (UTC)
Я уже говорил, что Мьянма и Северная Корея - это две большие разницы. В Мьянме никто строем не ходит. Отношения власти и народа здесь базируются на неком неформальном общественном договоре населения с кастой военных: народ не лезет в политику и взамен получает некий минимум благ и порядка, зато кроме политики может делать все что заблагорассудится. В плане личной свободы рядовой мьянманец гораздо свободней жителя любой демократической страны мира: он не платит налоги, ходит где хочет, живет где хочет, спит где хочет и даже плюет куда хочет. То есть, власть фактически никак не регламентирует его повседневное поведение.

Поэтому кто там наверху - мьянманец как-то особо и не заморачивается. Он не любит власть только по одной причине: по его мнению, если бы наверху были другие люди - ему жилось бы лучше. Но, естественно, карен предпочтет (просто из чувства национального самосознания) чтобы вверху сидел и сторожил его свободу кто-то совсем другой. Поэтому когда на какой-то территории преобладают карены - есть два пути: дудаевская Ичкерия и кадыровская Чечня. Парадокс, но в случае с каренами обе эти модели существуют на соседних территориях параллельно друг другу, и каждый карен свободно выбирает для себя ту, которая ему больше нравится.

Так что ничего они не подрывают, потому что подрывать, собственно, нечего.

( 22 comments — Leave a comment )

Profile

Жду Ма Та Ту
dragon_naga
Житель Янгона

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031