Житель Янгона (dragon_naga) wrote,
Житель Янгона
dragon_naga

Category:

Форма для гида

В этом сезоне турпоток в Мьянму в очередной раз побьет все рекорды. За 11 месяцев 2011 года число прибывших в страну туристов составило 343 тысячи человек, что на 26 процентов выше показателя тоже рекордного 2010 года. Мьянманские власти заявляют о том, что «узкие места» туристической инфраструктуры уже и так находятся в перегретом состоянии, и призывают иностранцев и сограждан строить новые отели. Несмотря на то, что в начале 2011 года стали летать две новые авиакомпании внутренних линий («Эйр Канбоза» и «Эйшн Вингз»), авиабилеты во время туристического сезона все равно достать очень непросто.

С приходом к власти нового правительства в начале 2011 года был поднят разговор о «профессионализме» мьянманского туристического бизнеса. И особое внимание было обращено на гидов, поскольку именно с ними туристы имеют дело прежде всего.

До нынешнего времени тургиду требовалось только закончить специальные аккредитованные курсы туристического менеджмента (естественно, заплатив за обучение), съездить в Нейпьидо на сдачу экзаменов, а затем дождаться, когда неторопливая мьянманская бюрократическая машина родит ему лицензию. Таких гидов с лицензией сегодня в Мьянме около трех тысяч. После получения лицензии этот гид фактически был предоставлен сам себе, и власти вмешивались в его деятельность только в том случае, если это, по их мнению создавало угрозу общественному порядку. Например, известен случай, когда корейские туристы, последователи церкви Муна, начали у входа в одну из самых известных янгонских буддистких пагод раздавать мьянманцам свои религиозные брошюрки. Вмешавшаяся полиция не только пресекла эту деятельность корейцев, но и арестовала сопровождавших их гидов. Резон полиции вполне понятен – за поведение иностранцев отвечают именно гиды.

Именно после этого и ему подобных случаев мьянманские власти (а именно – руководство Министерства отелей и туризма) задумались о том, чтобы гиды на самом деле отвечали за своих туристов, а не просто работали для них ходячим радио и бегали им за виски. То есть, - вовремя корректировали их поведение и имели представление о возможной ответственности. А попутно – власти стали делать попытки к тому, чтобы у каждого прибывающего в Мьянму иностранца был бы свой гид. Например, вменили в обязанность для мьянманских турфирм, оформляющих «визу по прибытию» (то есть, на самом деле так называемую «пре-аррэйнджмент визу», которая заказывается заранее и ставится в паспорт по прилету туриста в страну) обязательно продавать с этой визой «пакадж-тур». Туристические компании, тем не менее, это требование властей не очень-то торопятся выполнять, и чаще всего продают только услуги по оформлению визы, не требуя покупки никаких «пакадж-туров».

Такой откровенный саботаж со стороны мьянманских туркомпаний и отсутствие механизмов с ним справиться заставил мьянманские власти влиять на гидов не через нанимающие их фирмы, а напрямую. Потому что если не удается заставить туркомпании продавать «пакадж-туры» с прилагаемыми к ним гидами - то существует большая вероятность, что приехавшие в Мьянму туристы будут искать гидов на месте. Вот тут-то они и должны найти именно «правильных» гидов. А это – весьма затруднительно, поскольку сегодня в Мьянме очень многие гиды-фрилансеры даже не имеют лицензии, и фактически – самозванцы. А значит, иностранцы могут быть объявлены их «друзьями», и гид их может водить где угодно, не неся за это никакой ответственности.

Но мьянманские власти как всегда не решились действовать в лоб – да и у Министерства отелей и туризма просто нет физических возможностей для регулирования этого процесса. Поэтому и возникла идея создания Мьянманской ассоциации туристических гидов. Министерство выделило на огранизационные расходы 10 миллионов кьят (то есть, около 13 тысяч долларов), и, заплатив, заказало музыку.

16 мая 2011 года Мьянманская ассоциация туристических гидов была создана. Число ее членов вскорее достигло 700. И в этот момент Министерство отелей и туризма объявило о том, что у гидов, не состоящих в Ассоциации, лицензии продлеваться не будут. При этом гиды должны регулярно проходить в Ассоциации курсы повышения квалификации (естественно, не бесплатно). Вот именно эти заявления фактически перевели членство гидов в Ассоциации с добровольного на принудительное. И именно после него Ассоциация стала выдавать на гора инициативы – одна экзотичнее другой. При этом никто уже не сомневался, что Ассоциация всего лишь транслирует бюрократическую фантазию чиновников министерства.

Например, была озвучена идея о том, что работодателем для гидов должна стать Ассоциация, а не туркомпании. То есть, туркомпании получив заказ от клиентов на тур, должны обращаться в Ассоциацию с просьбой выдать им гида. При этом предполагалось, что именно Ассоциация будет решать, какого гида им дать. Туристические компании в ужасе стали протестовать против такой перспективы.

Справедливости ради нужно сказать, что эта система оказалась полезной в пик туристического сезона этого года, когда трудно было найти свободного гида на тур. В этот момент мьянманские туркомпании стали звонить в Ассоциацию – и ее сотрудники действительно находили какие-то варианты из числа, например, преподавателей Университета иностранных языков с лицензиями. Но эта система годилась лишь для затыкания дыр, и, что самое главное, это было не навязывание услуги туркомпаниям, а предоставление ее по их запросу.

Следующим шагом Ассоциации стало введение обязательной формы для тургидов. В принципе, среди мьянманских гидов, встречающих туристов в аэропорту, всегда было принято одеваться в традиционном стиле (гиды-мужчины, например, одевали неизменную юбку-пасоу и мьянманскую традиционную белую рубашку с глухим воротом). Ассоциация попыталась творчески переосмыслить и документально закрепить этот опыт. Была налажена продажа формы для гидов, которая представляла собой фактически тот же самый набор традиционной мьянманской одежды, но утвержденных цветов и фасонов. При этом требование быть в форме относилось не ко всему путешествию с клиентами (во время треккингов по горам в узкой юбке особо не побегаешь), а при встрече в аэропорту, во время пребывания на туристических территориях (например, в Багане) и при посещении особо значимых объектов (например, пагоды Шведагон в Янгоне).

Введение формы было также встречено гидами без энтузиазма. Аргументы были вполне понятны: гиды – не малые дети, и сами знают, как им одеваться. Тем более, что до этого они в своей одежде на самом деле придерживались традиционного мьянманского стиля. А одежда, которая, может, красиво смотрится на одном человеке, не обязательно подойдет другому. Кроме того, гидами было отмечено еще два парадокса. Во-первых, продажа формы в Ассоциации шла с явными «накрутками» (мужская юбка, например, аналоги по качеству которой стоят 4-5 тысяч кьят, продавалась за 8 тысяч). А во-вторых, Ассоциация смогла выдать только по одному комплекту в одни руки. То есть, туристический гид, который в первый день встречал туристов в аэропорту Янгона и вел их в Шведагон, а на следующий день ехал с ними в Баган и потом на Инле, должен был все эти дни ходить в одной и той же юбке – при этом у него не было времени ее постирать и погладить. А если он зацепится где-то за гвоздь и порвет спецодежду – ему предстоят долгие объяснения по поводу того, почему он одет не по правилам. А еще – туркомпании лишились возможности выставлять в аэропорту сотрудников, одетых в офисную форму этих компаний. В результате клиент должен водить глазами по ряду близнецов и близняшек в одинаковой форме, выискивая табличку с нужной ему компанией.

Но самое главное нововведение руководство Ассоциации приберегло напоследок. Оно объявило о намерении ввести некий Кодекс поведения гидов, в котором, помимо очевидных и, вероятно, вполне целесообразных вещей, содержался запрет для гидов получать комиссионные с магазинов и ресторанов. А поскольку это один из двух основных видов дополнительного заработка гидов (другой, кстати, тоже был недавно фактически отменен, когда в Янгоне появились официальные обменники – до этого гиды меняли деньги в подворотнях, называя клиенту тот курс доллара к кьяту, который они считали выгодным для своего кармана), то тут уже чаша терпения переполнилась. Четверо из одиннадцати членов Исполнительного комитета Ассоциации во главе с ее секретарем До Чо Чо Чье Мон объявили о своей отставке. А председатель Ассоциации До Тхэй Тхэй Тин вынуждена была признать, что многие нововведения нуждаются в корректировке. Тем не менее, необходимость формы, систему предоставления гидов турфирмам Ассоциацией (правда, в несколько измененном виде) и регулярные обязательные курсы переподготовки гидов она под сомнение не поставила.

На фоне этого правительство принимает собственные меры для того, чтобы подтолкнуть гидов в объятия Ассоциации и вообще упорядочить процесс предоставления этих услуг в Мьянме. И речь уже идет не только о платных курсах и продлении лицензии. Недавно в Шведагоне полицией было задержано несколько самозваных гидов – так ненавязчиво всем, кого это касается, было продемонстрировано, что без лицензии в Мьянме услуги гида оказывать никто не имеет права. Более того, по закону это равносильно мошенничеству, а значит наказание может быть довольно строгим. В Мьянме, например, вполне можно попасть под уголовную ответственность за раздачу визиток, где указана должность, которую ты реально не занимаешь, а позиционирование себя тургидом при отсутствии лицензии –аналогичная ситуация. При этом попытки выдать себя за друзей иностранцев, которым ты по доброте душевной безвозмездно оказываешь услуги сопровождающего, результата не имели: если человек въехал по туристической визе – значит он турист, а если он турист – значит ты его гид. Несколько лицензированных гидов получили предупреждение за то, что одеты не по форме. Помимо этого начались рассуждения о создании туристической полиции.

Вообще, идея туристической полиции витает давно. За основу хотят взять опыт соседних стран – в том числе право полицейского проверить лицензию туристического гида и делать ему замечания по поводу внешнего вида. Попутно эта полиция, как планируют инициаторы ее введения, будет следить, чтобы, например, в Багане все прибывающие разными способами (в том числе и на машине) «дикие» туристы обязательно заплатили специальную пошлину для въезда на «археологическую территорию» - то есть, к пагодам. Она же будет контролировать не аккредитованные для проживания иностранцев гестхаузы – вдруг они поселят к себе кого-то из туристов. Высказывалась также довольно спорная идея о том, что для того, чтобы получить право обслуживать иностранцев, рестораны также должны иметь специальную аккредитацию – и туристическая полиция также будет за этим следить.

На первый взгляд такие действия мьянманских властей на туристическом направлении выглядят несколько странновато. Тем не менее, они полностью укладываются в русло усилий по построению в стране «дисциплинированной демократии». Я уже писал, что власти Янгона пытаются наводить порядок на рынке уличных торговцев, не разрешая им торговать до трех часов дня и заставляя их для получения права на «тротуарную» торговлю покупать патент в местной администрации. Недавно в Янгоне были введены штрафы за отправление малой нужды на улице (3000 кьят) и за переход дороги в неположенном месте (2000 кьят). Нужно ли разъяснять, что при военной диктатуре граждане абсолютно свободно переходили улицу где хотели и справляли нужду там, где им приспичивало и где позволяло им их воспитание.

Эта медленно, но верно насаждаемая новой властью «сингапуризация» мьянманской жизни пока что малозаметна. По крайней мере, власти еще не запрещают плевать где попало и кидать куда попало окурки. Но на отдельных направлениях (типа туризма) продвижение по этому пути гораздо более ощутимо – и некоторые нововведения властей наглядно демонстрируют, что в любом процессе бывают свои перехлесты. При этом, если отделять мух от котлет и хорошее от плохого, в целом появление профессиональной Ассоциации туристических гидов Мьянмы, которая структурно вошла в Федерацию Торгово-промышленных палат страны, можно только приветствовать. Она на самом деле может служить чем-то вроде «профсоюза гидов» в отстаивании их прав перед работодателями и помогая им, например, в трудоустройстве. Другое дело, что в Мьянме пока что подобные профессиональные объединения не могут быть независимыми от государства и вынуждены нести на себе родимые пятна в виде причуд мьянманской бюрократии.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments