?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тинджан... Льем воду...

Про Тинджан обычно пишут, что само слово пришло из санскрита, где оно означает «переход». Что за переход – каждый понимает как хочет. Говорят, например, о том, что это – время, когда отрубленная голова одного из богов переходит от одной хранительницы к другой. А голова эта обладает такой силой, что от нее высыхают океаны и воспламеняется воздух. Зачем при этом нужно обливаться водой – не уточняется.
Есть также история о том, что Тинджаном командует бог Тэджамин (Индра), в честь которого и устраиваются мероприятия.

Впрочем, сама природа подсказывает значение этого перехода. Именно в середине апреля после почти полугодового сухого сезона без единого дождичка в Мьянме наконец начинается выпадение осадков, которое постепенно перетекает в сезон дождей – а дожди здесь обычно обильные и многоводные. Ко всему прочему начало сезона дождей для бирманцев – это время, когда реки наполняются водой, а значит гидроэлектростанции работают на полную мощность и вскоре отключения электричества в домах на время прекращаются. Так что есть чему радоваться.

Впрочем, в мьянманских школах появление Тинджана трактуют несколько по-иному, более прагматично. Изучение истории в Мьянме вообще производится, мягко скажем, довольно своеобразно. Например, никакую историю Древнего Египта в школах вообще не проходят – как будто ее не существовало вообще. Точно так же вылетают из поля зрения авторов учебников целые эпохи и регионы. В итоге у ученика складывается картина, что жизнь и цивилизация зародились исключительно в Мьянме и прилегающих к ней территориях. Поэтому и Тинджан – изобретение мьянманское.

Как сообщали мне мьянманцы, в школах им рассказывали о том, что во время жаркого сезона всем хотелось окатиться водой, чтобы стало прохладнее. Но мокрым ходить было неприлично. Этот казус успешно разрешил король Анаврата (он правил в 11 веке нашей эры и был первым королем государства со столицей в Багане), который ввел традицию в самый разгар жары обрызгивать друг друга из серебряных чаш водой с помощью веточек с листьями. Всем сразу стало хорошо, и обычай прижился. Правда сегодня он творчески переосмыслен, и серебряные чаши заменены на пластмассовые тазики, брызгалки, шланги и пожарные брандспойты.

Впрочем, божественное начало в умах бирманцев все-таки с Тинджаном связано. Считается, что перед Тинджаном хоть раз, но дождь все-таки должен случиться. Но среди мьянманцев бытует шутка, что это – не настоящий дождь, а… в общем, боги тоже имеют привычку иногда ходить в туалет.

Еще мьянманцы говорят, что прямо перед Тинджаном зацветает дерево падаук. Когда я попросил показать мне хоть одно дерево с цветками (а они, по воспоминаниям очевидцев, желто-оранжевого цвета), мои знакомые мьянманцы это сделать затруднились, а один просто отвел меня в кафе и сказал: «Вон со стенки свисают пластмассовые ветки с цветками – так падаук точно такой же!»

Длится Тинджан обычно 4-5 дней (в зависимости от того, високосный год или нет). Помимо обливания водой он в прежние годы предусматривал еще концерты оркестров, выступления знаменитых певцов и исполнителей. Сейчас в Янгоне этого нет – все известные деятели искусств ездят на официальные празднования Тинджана в Нэйпьидо, и часть – в Мандалай. А те места, где они раньше выступали, отданы под караоке для всех желающих. Желающих среди мьянманцев, как правило, много, и все они любят петь. Но после второй-третьей песни это зрелище уже перестает быть интересным. Поэтому люди в основном рвутся на Инья-роуд и на другие улицы, где установлены пандалы.

Во время прохождения по Инья-роуд многого можно насмотреться. Лично меня впечатлило, как мьянманцы приводили в чувство моего мьянманского друга, немного перебравшего лишнего и после прохождения через водные струи уснувшего на газоне (в его защиту надо сказать, что он в этом своем состоянии был не одинок – вокруг таким же образом отдыхало еще несколько человек). В протрезвлении моего друга принимали участие люди, ненамного отличающиеся от него по кондиции. Апофеозом стало выжимание сока из лайма в его ухо. После этого я понял, что пора нанимать носильщика и поскорее искать такси…

Существует распространенное мнение о том, что мьянманское руководство специально поощряет проведение всеобщей вакханалии с обливанием, чтобы народ «выпустил пар». Лично я, наблюдая как власти Янгона ограничивают улицы, где могут быть установлены пандалы и четко определяют время, когда вода должна быть отключена, считаю, что все-таки это несколько надуманное мнение. Не нужно забывать, что власти в Мьянме – тоже состоят из людей, которые тоже любят повеселиться и подурачиться, и которым тоже хочется ненадолго забыть о своей ответственности за судьбу страны. Министры тоже поливают друг друга, и тоже веселятся как дети. Это им нравится – и поэтому они сами ждут этого праздника. И я как-то сомневаюсь, что при этом они вынашивают коварные планы о том, что вот, дескать, мы дадим народу побеситься, чтобы потом он вел себя спокойнее. Такой коварный рационализм как-то совсем не в духе мьянманской элиты…

В последний день водных празднеств власти утихомиривают народ весьма своеобразно – после 6 часов вечера отключают по всему Янгону на некоторое время электричество (чтобы остановить насосы) и до минимума снижают напор в трубах водопровода. Часа через два весь город приходит в норму, и о празднестве напоминают только груды мусора на улицах, потерянные тапки и безжизненно свисающие с пандалов пустые шланги.

Завтра они уже будут не нужны, потому что все что можно смыть – должно быть смыто сегодня, а завтра – первый день нового года…

*******

И в завершение - фотографии. На первой - рабочее место таксиста в дни Тинджана. На других - типичные картинки улиц Янгона в эти дни - открытые грузовички, заполненные людьми, и радушно встречающие их энтузиасты-поливальщики.












Profile

Жду Ма Та Ту
dragon_naga
Житель Янгона

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031