Житель Янгона (dragon_naga) wrote,
Житель Янгона
dragon_naga

Categories:

Месяц Табаунг

Как известно, привычных для европейца четырех времен года в Мьянме нет. Здесь год делится на три сезона – прохладный (условно – ноябрь-февраль), жаркий (март-апрель) и сезон дождей (май-октябрь). Если сезон дождей еще как-то можно отличить от двух других по наличию осадков – то меня всегда интересовало, где мьянманцы видят границу между прохладным и жарким сезонами. Нельзя сказать, что погода меняется кардинально – в Янгоне, например, разница между средней температурой декабря и средней температурой апреля составляет всего 5 градусов (соответственно, 27 и 32 градуса). Тем не менее, как ни странно, эта разница очень даже чувствуется. Для тех, кто живет без кондиционера, индикатором служит мокрая подушка. Если утром твоя подушка намокла, потому что твоя голова ночью на ней потела – значит пришел жаркий сезон. Именно так мьянманец фиксирует смену времен года.

Календарно это время приходится на март. Причем, о приходе мьянманского лета сигнализирует не только мокрая подушка. В конце марта школьники и студенты сдают экзамены и уходят на летние каникулы (именно так – летние каникулы в Мьянме приходятся на европейскую весну). 31 марта заканчивается финансовый год – и бизнесмены начинают сводить годовой баланс. А главное – все ждут приходя мьянманского Нового года и начала сезона дождей – не надо забывать, что больше 70 процентов мьянманской экономики приходится на сельское хозяйство, где от дождей зависит очень многое.

Последний месяц лунного календаря перед мьянманским Новым годом называется Табаунг. По солнечному астрономическому календарю он примерно соответствует марту. Именно этот месяц как раз и является длинным переходом от прохладного сезона к жаркому.

Сначала, в первую половину месяца, повышается дневная температура, а ночи еще остаются относительно прохдадными. Во вторую половину Табаунга ночная температура «подтягивается» вслед за дневной, и это уже как раз начало мьянманского лета. Мокрая подушка – это и есть отражение того, что ночи стали гораздо жарче, чем раньше. Табаунг как врема межсезонья отражен в старой мьянманской поговорке «Нэй пулоу, ня чан, табаунг ла таян», которую можно перевести примерно так: «Дни становятся теплыми, ночи (остаются) прохладными – (так) резвится Табаунг».

Поскольку Табаунг – начало мьянманского лета, именно в этот месяц начинается цветение многих растений и деревьев. Но больше всего с Табаунгом ассоциируются желтоватые цветки «Тарапхи» (если кому интересно, латинское имя этого цветка Ochrocarpus siamensis – в Гугле легко найти картинки) и еще цветки «Пон ньет» (Calophyllum inophyllum)

Согласно старым мьянманским книгам, слово «Табаунг» имеет два значения. Одно – «тоска», «томление», «воспоминание». В это время пышное цветение природы навевает на лирический лад, рождая воспоминания о любовных переживаниях и юношеских мечтаниях. А с другой стороны, в это время сельским жителям особо нечем заняться – поэтому для неспешных мечтаний и романтических фантазий имеются все условия. Плюс сам факт окончания года способствует раздумьям и подведению итогов.

Другое значение – куда более приземленное. Я уже как-то писал о популярной в Мьянме пальмовой бражке, которая в сельской местности до сих пор является самым востребованным напитком для утоления жажды и поднятия тонуса. Звучание слова «Табаунг» очень похоже на «тан баунг» - процесс вываривания сладкого сока пальмы, в результате которого получается пальмовый сахар – его похожие на помадку серо-бурые кусочки можно легко купить в любом месте Мьянмы. Но и это значение, несмотря на его реалистичность, тоже не несет в себе ничего негативного – пальмовый сахар все-таки сладкий, и его кусочки относятся к числу любимых лакомств мьянманцев.

Из-за своей красоты и неспешности Табаунг был и остается месяцем вдохновения для многих мьянманских поэтов и писателей. В это время, после долгого перерыва, вызванного сухим сезоном, на голубом небе появляются первые крупные облака, причудливо меняющие свои очертания. Особенно красивы в это время закаты, когда солнце медленно погружается в океан (или заходит за гору, окрашенную из-за причудливой игры атмосферных эффектов в голубой цвет), освещая нависшие над горизонтом облачные глыбы то в желтый, то в красный, то в оранжевый цвет. Ветер шуршит в подсохших листьях, а вода обмелевших озер и рек обычно сверкает оттенками изумруда. Для мьянманского поэта-созерцателя (а мьянманский поэт не может не быть созерцателем в месяц Табаунг) интересно все – летающие с цветка на цветок пчены, стрекочущие в траве цикады, порхающие на деревьях птицы. Картины цветущей природы, запахи и звуки месяца Табаунг с избытком наполняют мьянманскую поэзию.

Неспешность и расслабленность месяца Табаунг – причина того, что в это время не проводится никаких масштабных празднований и фестивалей. Полнолуние Табаунг – выходной, но этот день скорее для семейных посиделок, чем для участия в каких-то массовых мероприятиях. Тем не менее, одним массовым мероприятием месяц Табаунг все-таки отмечен – Праздником песчаных пагод.

С точки зрения простой человеческой логики происхождение этого праздника понятно. Последние дожди прошли полгода назад – и реки обмелели, обнажив многометровые песчаные косы. Те, кто в детстве играл в песочнице, на своем опыте знают, что из мокрого песка лучше всего получаются сооружения конусовидной формы – то есть, маленькие копии пагод. А если учесть, что дети только-только сдали школьные экзамены и побежали играть на природу – становится ясно, почему строительство песчаных пагод популярно именно в месяц Табаунг. Понятно также, что к детям с удовольствием присоединяются и взрослые, которым в это межсезонье зачастую нечего делать, и при этом хочется вспомнить золотое детство.

Но это – логика простого обывателя. Более образованные буддисты обязательно призовут относиться к созданию пагод из песка более серьезно. Они укажут на то, что как сама пагода символизирует Будду, так каждая ее песчинка символизирует миллиарды воплощений Будды – как прошлые, так и будущие. Именно в этом и кроется сакральный смысл песка как строительного материала для пагод.

Если же перейти от абстрактной философии к конкретной истории, то образованные буддисты непременно скажут, что Праздник песчаных пагод ежегодно проводился на территории современной Мьянмы еще задолго до эры Иннва (то есть, до 14 века). История пагоды Швезигон в Багане,строительство которой было начато королем Аноратхой и закончено королем Чьянситтой (конец 11 века), свидетельствует именно об этом. Именно король Чьянситта назвал эту пагоду «Шве си гоун» – буддистские ученые переводят это как «песчаная пагода», или «пагода на песке».

Больше того, буддистские исследователи ведут историю праздника песчаных пагод еще дальше. В одной из древних книг расказывается о том, как сотни тысяч каб (то есть, миров или эпох) назад в Гималаях обитал некий отшельник, у которого было много учеников и последователей. Однажды он вышел из своего жилища, спустился к песчаному берегу реки и возвел там песчаную пагоду. Он украсил эту пагоду живыми цветами и сообщил, что она символизирует Будду. После этого он достиг спокойствия ума и духовного блаженства.

Видя это его состояние и слушая его объяснения учения Будды, ученики и последователи построили множество песчаных пагод и поклонялись им.

Известна также история древнего отшельника по имени Нарда, который построил песчаную пагоду в честь продыдущих воплощений Будды, уже достигших Паринирваны. Он украсил свою пагоду тремя тысячами маленьких колокольчиков, которые мелодично позванивали при дуновении ветра, и поклонялся пагоде днем и ночью.

После таких изысканий понятно, почему мьянманские короли сделали Праздник песчаных пагод общегосударственным, и даже проводили посвященные ему ритуалы в королевских дворцах.

Празднования обычно сопровождались массовыми мероприятиями с выступлениями артистов. Специально для торжеств возводились из чистого белого песка большие пятиярусные пагоды, каждый ярус которых укреплялся бамбуковым каркасом и устилался специальными циновками. Пять ярусов символизировали пять уровней Меру, легендарной горы из буддистской космографии. На всех уровнях укреплялись живые цветы и изящно сделанные украшения из бумаги.

Именно сюда шли процессии местных жителей в праздничных нарядах, сопровождаемые музыкантами и танцорами. Они обходили пагоду три раза по часовой стрелке, делали пожертвования монахам, после чего религиозные обряды сменялись всеобщим весельем.

К сожалению, расслабленность и созерцательность месяца Табаунг постепенно привела к тому, что красивый Праздник песчаных пагод перестал быть общенациональным. Сегодня только несколько городков и деревень в Мьянме традиционно строит песчаные пагоды.

Иногда пагоды из песка были настолько красивыми и величественными, что людям хотелось сохранить их навека. Тогда эти пагоды обкладывали камнем или кирпичем и скрепляли раствором. Судьба остальных была недолгой.

Месяц Табаунг обучно завершается первыми дождями, символизирующими приход Нового года и новых надежд на новую жизнь. И очень скоро тропические ливни размывали силуэты песчаных пагод, а постепенно наполняющиеся водой реки закрывали то место, где когда-то люди трудились над сооружением из песка. И это, кажется, единственное исключение из правил, когда буддисты радуются тому, что исчезают пагоды...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments