?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Азиатские страны сложно себе представить без кулинарных изысков. Здесь не бывает морозов, поэтому точка общепита – это то место на улице, где стоят пластмассовые столы и стулья. Следующий шаг к более солидному статусу – отнюдь не декор стен и не дизайнерская посуда, а обычный навес над местами проема пищи. Навес позволяет поставить большой телевизор – а значит в вечернее время кафе будет полно народу. Сначала сюда придут домохозяйки для совместного просмотра корейских сериалов, а потом – футбольные болельщики. До самого позднего вечера люди пьют чай, смотрят на экран, оживленно комментируют происходящее и орут как на стадионе.

Именно поэтому мьянманский общепит – это не только пункты питания. Они выполняют важную социальную функцию клубов для общения по интересам. Днем это – общение коллег, вечером – соседей. При этом во время вечерних посиделок кулинарный клуб может располагаться за соседним столиком от клуба фанов «Манчестер Юнайтед». Здесь обмениваются новостями и сплетнями, обсуждают недавние свадьбы и похороны.

При всем этом мьянманские заведения общепита вполне поддаются классификации. Условно их можно разделить на три большие категории – ланбэй тхамин-зайны, лепхе’йи-зайны, тхамин-зайны. Слово «зайн» в конце каждого названия в мьянманском языке как раз и обозначает место, где чем-то торгуют. В данном случае его можно перевести как «заведение». То, что идет перед «зайном», как раз и является характеристикой этого заведения.

Отличительная черта мьянамнских заведений общепита – стоящие на столах термоса (реже – чайники) с бесплатным чаем янтарного или светло-коричневого цвета. Это – бирманский чай, йейнуэйчжан, и мало кто в остальном мере понимает его вкус и аромат. Он готовится по специальной технологии (листья не только сушатся, но и жарятся), поэтому эстетствуюшему ценителю разных «у-лунов» в мьянманском кафе делать нечего – он просто, в силу сформированных у него стереотипов, не воспримет подаваемый ему напиток как чай. Многие европейцы считают, что по вкусу и аромату он – заваренное в кипятке сено (по мнению русских, он вообще пахнет деревенской баней). Тем не менее, после нескольких лет жизни в Мьянме этот чай становится для них вполне привычным напитком, они начинают понимать и ценить его вкус и аромат, и постепенно приходят к мысли, что чай, как и люди, бывает разным..Именно бесплатность чая (а значит, его доступность всем, кто хочет его пить) как раз и служит характерным признаком заведений бирманского общепита. Рядом с чайником (обычно в плошке с водой) выставляются небольшие узкие пиалы. Имеющие представление о гигиене мьянманцы в уличных кафе сначала ополаскивают пиалу горячим чаем из термоса и протирают ее салфеткой, и только потом наливают чай для питья.

Еще одна отличительная черта заведений мьянманского общепита – здесь не принято давать чаевые. Причина этого – в психологии мьянманцев, которые считают, что если владелец установил цену – значит он в ней уже заложил достойное вознаграждение за труд. По итогам рабочего дня он и так поощрит кого надо. А попытка влезть в этот процесс со своими деньгами – значит соваться не в свое дело.

*** Ланбэй тхамин-зайн, (буквально – заведение вдоль улицы с приготовленным рисом)

Это возникшие на свободном углу тротуара точки общепита с пластиковыми столами и стульчиками. Обычно уличные кафе – семейный бизнес, и основная работа в семье кипит ночью – чтобы к утру все было готово. Уличная жизнь в таких столовых начинается с обеда. Как правило, готовится минимум три-пять видов карри (максимум определяется размером стола, наплывом посетителей и фантазией повара), которые выставляются на большой стол в прямоугольных глубоких железных лотках. В число мясных карри обычно входит свинина (в мусульманских кварталах даунтауна ее может не быть), козлятина и курятина.Тем, кто не любит мясо, предоставляется возможность выбрать рыбу или самые дешевые мелкие креветки, приготовленные с кисловатой травкой.

В большой плоской тарелке обычно подается вареный рис, а в маленьких и более глубоких плошках – карри. Именно поэтому когда ест компания – каждый может попробовать карри, заказанное другом и соседом по столику. Для еды обычно выдаются ложка и вилка – ножи для еды в заведениях общепита мьянманцы не используют. Впрочем ножи там и не нужны, потому что мясо обычно мягкое, хорошо проваренное, и разделано на небольшие кусочки.

В отдельной маленькой плошке обычно каждому подается бульон (хинчжо), остающийся после варки мяса и заправленный специями и солью. Иногда его сверху посыпают нарезанной свежей зеленью.

Посуда после посетителей моется тут же – как правило, в углу стоит большой бак с водой, куда окунаются и затем вытираются тарелки. Естественно, проточной воды в таких кафе, как правило, нет, и бак с водой служит всю смену.Вот именно по этой причине, кстати, в мусульманских кварталах свинина отсутствует как класс – правоверные мусульмане прекрасно понимают, что остатки пищи растворены в воде для мытья посуды, а ложки и вилки хранят на себе частицы мяса, которое ели предыдущие посетители. Поэтому даже курятину они на таких тарелках и такими ложками есть не будут.

Эти уличные кафе особенно популярны в полуденное время – и в них собираются люди, для которых наступил перерыв на обед. Это могут быть и рабочие с ближайшей стройки, и офисные клерки, и госчиновники из ближайшей администрации. Причем, те, кто думают, что в такие заведения приходят люди, у которых нет денег на более дорогие кафе, будут правы лишь в очень минимальной степени. Недалеко от моего дома, на Банковской улице, у пагоды Суле, расположено много таких уличных столовых. Здесь обедают вполне высокооплачиваемые по мьянманским понятиям банковские служащие в ослепительно белых мьянманских рубашках с глухим воротом и корпоративных юбках, а также одетые в черные курточки юристы, чья консультация может стоить 100 долларов в час, и сотрудники из офисов разных ведущих мьянманских компаний, в изобилии расположенных вокруг. Каждый знает свое любимое кафе, и каждый знает, кого он здесь встретит во время обеденного перерыва. Мьянманцы любят поговорить (по-моему, в таксисты здесь идут люди с железными голосовыми связками, потому что любой клиент после посадки в машину тут же считает своим долгом начать нескончаемый разговор с водителем), и русская поговорка «Когда я ем – я глух и нем» - не для них.

Интересно, что при всей кажущейся антисанитарии случаи отравления крайне низки (и уж точно ниже, чем после посещения дорогих ресторанов). Во-первых, еда здесь всегда свежая, только что приготовленная – и ее никто не хранит подолгу в холодильнике и не разогревает для клиента, как в ресторанах при отелях. При этом ночью по полкам с чистой посудой и по столам ресторанов даже в пятизвездочных отелях вполне вольготно бегают крысы, поэтому при кажущейся чистоте тарелок говорить о тамошней гигиене можно весьма условно. А во-вторых, в случае с уличными кафе их хозяева гораздо больше заботятся о своей репутации, чем повар какого-нибудь отеля, клиенты которого сегодня пообедают у него, а завтра уедут обратно на другой конец земного шара и никогда больше сюда не вернутся. Здесь же одни и те же клиенты приходят каждый день, и если пища будет невкусной или несвежей – они тут же проголосуют ногами. Конкуренция в этом секторе достаточно высокая.

Больше того, по сложившимся обычаям хозяева заведения по умолчанию обеспечивают посетителей некоторым минимумом для гигиенических процедур. Если посетитель захочет помыть руки – ему тут же дадут мыло и польют на руки водой из кружки. Никто никому не мешает протирать тарелки и вилки салфетками. Более того, пластмассовая салфетница с рулоном бумаги внутри – обязательный атрибут обеденного стола даже в уличных кафе. Европейцы почему-то считают, что это – туалетная бумага, но абсолютное большинство мьянманцев, у которых бумагу в туалете использовать не принято (для гигиены рядом с унитазом есть специальный шланг с краником, либо ведро с водой и ковшиком), искренне полагает, что ее выпустили спрециально для обеденного стола.

Цена обеда в уличном кафе (рис, один вид карри и бесплатный чай) – от 500 до 1000 кьят (1000 кьят сейчас – чуть больше 1 доллара США).

*** Лепхе’йи-зайн (заведение с традиционным мьяманским чаем с молоком).

Как следует из названия, традиционный сладкий бирманский чай с молоком – самый главный пункти меню лепхе’йи-зайна. В целом же эти заведения – аналог мьянманского фастфуда с достаточно ограниченным стандартным набором блюд.

Для того, чтобы описать процесс обработки и заварки мьянманского чая, нужен отдельный пост. Скажу лишь, что чай этот очень крепкий, и его приготовление отличается от того процесса, который европейцы обычно понимают под завариванием. Что касается количества видов готового чая с молоком, подаваемого на стол (лепхе'йи), то только при грубой классификации насчитывается не менее восьми его разновидностей, каждая из которых популярна в зависимости от региона и конкретной чайной. В Янгоне наиболее известны и востребованы три разновидности этого чая – по-зэйн (обычный), ча-зэйн (крепкий) и чоу-зэйн (сладкий).

Среди других пунктов меню лепхе’йи-зайна – несколько видов лапши (например, шанская лапша, сичже, лапша «шве таун», а также салат из лапши нанджи-тоук). Каждое из этих блюд различается по типу используемой лапши, а также по заправке и подливке (а еще - по тому, в горячем или охлажденном виде оно подается на стол). В отличие от риса в уличных кафе, который приносится отдельно, лапша подается клиенту уже со всеми ингредиентами внутри. К ней полагаются палочки для еды и неизменная чашка с бульоном. Клиент смешивает содержимое тарелки палочками и наслаждается приемом пищи.

Лепхе’йи-зайны знамениты и своей выпечкой. Как правило, перед киентом ставят на стол тарелочку с разными видами пирожков и булочных изделий. Если заведение их не печет само – то они выставляются на стол в фабричной упаковке. Среди выпечки бывают как булочки европейского типа (но с начинкой из сдобренной специями карри или сладких бобов), так и кексики, подобные китайским. Они называются «белахмон» («бе»-бобы, «ла»-луна, «хмон»-хлеб – думаю, ничего объяснять не надо) и представляют собой выпеченные в формочках и шайбочки из рассыпчатой муки с узором сверху, наполненные сладкой бобовой пастой внутри. Из изделий, которые можно условно отнести к хлебобулочным, непременными атрибутами лепхе’йи-зайнов являются разные виды индийской лепешки из слоеного теста – здесь она называется «палата» (ударение на последний слог). В некоторых заведениях ее в процессе готовки просушивают до твердого состояния, в других – ее подают в более мягком виде. Самые распространенные ее разновидности – палата с сахаром, палата с бобами и палата с яйцом. Кроме того, во многих лепхе’йи-зайнах вам предложат намбья-тхопат-тоук – нарезанную дольками и сложенную башенкой сухую тонкую лепешку, которую в процессе жарки промазывают сверху маслом и посыпают сахаром.

Иногда в лепхе'йи-зайнах можно встретить и рис. Но это не белый приготовленный рис для карри (тхамин-пхью), подаваемый на отдельной тарелке, а жареный с маслом рис (тхамин-чжо), который уже содержит в себе все остальные ингредиенты (мясо, бобы, овощи или морепродукты). Здесь же могут встречаться изделия из клейкого риса, нечто средлнее между желе и пудингом.

Кроме того, «чайная» сущность лепхе’йи-зайна проявляется еще и в том, что здесь часто подают салат из ферментированных чайных листьев (лепхе’-тоук), а также рис, приготовленный с чайными листьями (лепхе’-тхамин).

Поскольку в лепхе’йи-зайнах мест как правило много, в зале обычно работает с десяток официантов. В основном это – молодые ребята из провинции, которые живут тут же, при кафе (если нет отдельного помещения – то спят прямо на сдвинутых обеденных столах). Рядом с местом, где я живу, есть лепхе’йи-зайн, который назыввается «Чанта Пизон» - там работает примерно 15 официантов. Все они из одной деревни в провинции Баго. Год назад старший из них, отработавший четыре года официантом в Таиланде, был замечен владельцем заведения и получил поручение набрать парней помоложе из своей деревни и стать кем-то вроде бригадира (к нему официанты приносят деньги от клиентов). Эти ребята по-настоящему счастливы, потому что у них появился щанс пожить в большом городе и получить работу, не связанную с тяжелым физическим трудом. Здесь они всегда сыты, одеты (в большинстве лепхе’йи-зайнов владельцы заказывают для официантов единообразную одежду, часто – с названием заведения) и имеют немного денег на карманные расходы. Именно поэтому они стараются максимально добросовестно выполнять свои обязанности: желающих занять их места более чем достаточно, и деревень со свободной молодой рабочей силой в Мьянме много . А когда они повзрослеют – в лучшем случае они смогут устроиться рабочими на стройке и на прокладке дорог, или, вернувшись в свою деревню, чтобы трудиться на рисовом поле. По сути работа официантом в янгонском лепхе’йи-зайне для них – это и есть золотое детство в его мьянмсанском виде.

Поскольку столов много, и официанты обслуживают посетителей не по принципу закрепленных столов, а по принципу свободного человека, то записи о принесенных блюдах нигде не делаются. Каждое блюдо подается в отдельного вида тарелке, и по окончании трапезы подозванный официант по числу и виду тарелок быстро подсчитывает цену съеденного. Именно поэтому грязные пустые тарелки и чашки со столов не убираются до момента рассчета.

Понятно, что крепкий чай определил время суток, когда такие заведения наиболее популярны. Лепхе’йи-зайн – идеальное место для завтрака, поэтому большинство из них начинает работу очень рано утром и закрывается в послеобеденное время. Крепкий чай с молоком действительно бодрит и позволяет приехать на работу не с сонной помятой физиономией, а с горящими глазами и желаением совершать трудовые подвиги.

Хотя лепхе'йи-зайнов по всему Янгону много, в каждом районе есть свое популярное кафе. Для Хледана, например, это «Шве» - место тусовки студентов расположенного рядом университета. Недалеко от него расположен «IT», хозяин которого собрал и вывесил на стенке пеортреты выдающихся, по его мнению, людей. Русских лиц там нет, зато больших портретов Гитлера – аж два, и там он мирно соседствует с Альбертом Эйнштейном. Те, кто живет на Санчауне, ходят пить чай в «Аунг Каунг Зан». Жители восточных тауншипов Тамвэ и Чаукмьяйна любят пить лепхей'йи в заведении под названием «Модерн».

Существуют и сетевые лепхе’йи-зайны. Есть, например несколько не очень чистых «Кинг кафе» (я знаю закопченые заведения под этим брендом около Суле, на Мьинигоне и на Хледане). «IT» имеет второе кафе в Пазондауне (но оно не такое популярное, как на Хледане, и Гитлера там нет).

Из тех сетевых лепхе'йи-зайнов, где приятно находиться, я бы прежде всего порекомендовал «Лакки-севен». Кафе этой сети с утра полны народу. Причем, завтрак в «Лакки-севен» при всей простоте этих заведений (по сути это навесы с расположенными под ними кухней, столами и стульями, а из средств охлаждения там только мощные вентиляторы с увлажнителями воздуха) - отнюдь не компрометация социального статуса клиента. Пару раз я встречал там людей, чье состояние позволило бы не только не завтракать в таких ресторанах, но и скупить их на корню по всему Янгону. А для многих бизнесменов среднего уровня завтрак с партнерами в «Лакки-севен» - традиционное начало делового дня. Хотя следует заметить, что меню «Лакки-севен» шире, чем в обычном лепхе'йи-зайне за счет включения в него блюд китайского и индийского фастфуда.

«Лакки-севен» даже в мелочах подчеркивают этот свой статус – простого кафе, куда не стремно заглянуть непростым людям. Около кухни там висят объявления о том, что в процессе приготовления пищи не используется пальмовое масло, а на «белахмонах» вместо стандартного узора из цветочков отпечатано название заведения. Посуда и вилки с ложками там тоже всегда чистые.

В крупных янгонских торговых центрах «Джанкшн» действует другая сеть лепхе’йи-зайнов – она называется «Шве Палин» («Золотая тарелка»). Торговые центры открываются в 9 утра – поэтому «Шве Палин» рассчитана не на завтраки, а на обеды. Поскольку публика в торговых центрах в основном не бедная, то цены в «Шве Палине» примерно в полтора раза выше, чем в обычных янгонских лепхе’йи-зайнах. Тем не менее, еда в них вкусная, и тарелки с ложками не надо дополнительно протирать салфетками. В столице страны Нейпьидо сетевые кафе «Шве Палин» почему-то называются «Кейстоун».

Нужно сказать, что лепхе’йи-зайны работают как на обслуживание клиентов «на месте», так и «на вынос». Как правило, пищу (в том числе и жидкую) упаковывают в полиэтиленовые пакеты и завязывают их на узел. В пакеты же разливается и чай.

Мьянманский чай с молоком стоит 250-300 кьят. Лапша – 700-1000 кьят. Выпечка – 200-250 кьят.

*** Тхамин-зайн (заведение, с приготовленным рисом)

Как следует из названия, тхамин-зайны должны быть похожи на уличные кафе. Но похожи они примерно так, как «мерседес» похож на «жигули» - вроде, тоже машина, и тоже ездит, но разница есть.

В тхамин-зайнах точно так же присутствуют два основных элемента пищи – вареный белый рис и карри. Но здесь процесс приема пищи имеет дополнительные опции, которые привносят в него свою специфику и даже, если угодно, некий церемониал..

Во-первых, видов карри обычно бывает значительно больше – иногда до двадцати. И хотя ингредиенты те же (мясо, курица, рыба, морепродукты), готовится это все с большими кулинарными изысками. То есть, любителю свинины нужно будет выбрать, какой из видов свинного карри ему хочется больше всего . Здесь появляются более дорогие блюда – например, немыслимые для уличных кафе крупные креветки, обжаренные в масле со специями. И кроме того, обычно есть хороший выбор овощных блюд и кушаний из растительных ингредиентов, а также паст и соусов.

Во-вторых, непременный атрибут обеденного стола – большая тарелка в центре стола с разными видами зелени, начиная от обычных нарезанных ломтиками огурцов, маленьких баклажанов, маринованного бамбука, кусочков зеленого кислого манго, и заканчивая несколькими видами зелени, которые каждый употребляет для придания блюду индивидуального вкуса. Посредине тарелки обычно стоит маленькая глубокая чашечка с соусом на основе рыбной пасты нгапи. Считается, что овощные и растительные ингредиенты, если их обмакнуть в эту пасту, приобретут более выразительный вкус.

И, наконец, в третьих, к чаю (обычному мьянманскому чаю без молока – чай с молоком в тхамин-чжайнах отсутствует как класс) на десерт здесь отдельно подается банка с бурыми кусочками пальмового сахара, а иногда – в отлельных коробочках ингредиенты лепхе’-тоука, салата из ферментированных чайных листьев (каждый конструирует свой салат самостоятельно – исходя из вкусовых предпочтений). Именно в этот момент, когда уже утолен голод и можно немного отвлечься от процесса поглощения пищи, за чаем с пальмовым сахаром как раз и обсуждаются наиболее важные вопросы деловых встреч в тхамин-зайнах. То есть, процесс приема пищи принимает вид церемониала из нескольких стадий, требующих более обстоятельного подхода, чем быстрый обед на неудобном пластиковом стульчике у обочины дороги.

Наиболее известное сетевое решение тхамин-зайнов в Янгоне – это кафе мьянманской кухни под брендом «Feel». Существуют также несколько довольно популярных кафе – такие как «Дану Пхью До Со Йи» (на Мьинигоне), «Кхайн Кхайн Чжо» (недалеко от улицы Пьи и озера Инья) и «Аунг Тукха» (у северного склона пагоды Шведагон, рядом с улицей Дхаммазеди).

Тхамин-зайны не только кормят клиентов на месте, но также работают «на вынос». Только вместо полиэтиленовых пакетов здесь рис и карри, как правило, упаковывают в пенопластовые коробочки. Многие подобные кафе занеимаются и ежедневой развожкой пищи по домам и офисам. В этом случае клиент покупает два больших «тхамин-чжайна» (то есть, железныхеланч-боксы в несколько плошек, стоящих одна на другой и скрепленных железной рамой) и делает заказ на следующий день – а кафе потом централизованно развозит пищу клиеннтам, меняя заполненные тхамин-чжайны на пустые. Во многих состоятельных мьянманских семьях на обед и ужин готовят только рис – а карри заказывают в подобных ресторанах.

Карри здесь в зависимости от вида стоит от 1000 до 3000 кьят. Тарелка риса – еще 200-300 кьят. В таких кафе обычно можно также заказать свежевыжатые соки и пиво.

***

Нужно сказать, что многие заведения общепита в Янгоне не поддаются четкой классификации. Характерный пример тому – ресторан «Пвинт Тит Сан», расположенный около перекрестка на Швегондайне. Это – одно из немногих заведений в Янгоне, которое работает круглосуточно (а еще несколько лет назад вообще, похоже, было единственным). Когда-то он был обычным кафе под навесом, потом его владелец-китаец построил рядом дом, и ресторан переехал на открытый первый этаж.

Утром – это классический лепхе’йи-зайн с чаем, лапшой и выпечкой. Днем к этому набору прибавляется жареный рис. Зато вечером «Пвинт Тит Сан» - это уже ресторан с блюдами на заказ (здесь очень неплохая китайская кухня). Именно сюда в два-три часа ночи приезжают посетители закрывающихся в это время ночных клубов – те из них, кто хочет продолжения банкета. Внизу, под рестораном, есть караоке на несколько комнат, а лапша и чай как-то не очень хорошо сочетаются с совместными песнями в микрофон.

Есть и другие заведения, которые просто не вписываются в общую классификацию. Например, уличные кафе, где продается традиционный рыбный суп – мохинга. Процесс приготовления мохинги специфичен, и подается она в другой посуде, чем рис и карри – в больших глубоких тарелках. Именно поэтому в таких кафе как правило подают только мохингу – и ничего больше. Мохинга популярна на завтрак - ее солоноватый вкус и основные ингредиенты, как считают мьянманцы, бодрят и придают жизненную силу (а также повышают давление – поэтому людям с гипертонией ее рекомендуют употреблять ее с осторожностью). Кроме того, ее едят поздно вечером, если предстоит бессонная ночь. Именно поэтому места продажи мохинги как правило там, где работают предприятия непрерывного цикла – например, около железнодорожного вокзала. Есть несколько мест в Янгоне, где мохингу продают исключительно ночью (например, на улице Сая Сана, недалеко от Янкин-центра, возле кафе с пугающим для человека, воспитанного на фильмах про Штирлица, названием «SS»). Мохингу разливают под навесом (или без него) из больших термосов, и подают на пластмассовые столики, где уже стоят тарелки с сопутствующими мохинге зеленью и кусочками лайма. В этом случае большинство клиентов таких уличных пунктов раздачи мохинги – янгонские таксисты, дежурные электрики и инженеры, охранники офисов, а также полуночники из числа местных жителей, кто не спит так долго, что уже успел проголодаться. Сради любителей ночной мохинги часто попадаются весьма небедные люди, и ночная выставка дорогих машин клиентов около этих заведений - тому плодтверждение.

Есть в Янгоне уличные кафе, знаменитые каким-то одном блюдом. Например – шанской лапшой. А около торгового центра «Мотин Джанкшын» есть место, где шанская семья на улице готовит малахин – островатое блюдо с лапшой и овощами (говорят, что здесь – самый вкусный малахин в Янгоне). Есть уличные кафе национальной кухни – ракхайнской, шанской, качинской. То есть, любой изыск небогатого клиента, в принципе, может быть удовлетворен, если просто пройти по улице и поискать то, к чему лежит душа и что хочет желудок.

Сейчас в Янгоне все больше и больше появляется разных кофеен и чайных европейского стиля – с пирожными, булочками и пончиками (в том числе сетевых). Рассказывать о них тоже можно долго.

Например, есть такая давно существующая сеть недорогих пончиковых «Джей-донатс», известная тем, что это – единственная в мире сеть кафе быстрого питания, против которой правительтство США официально вводило санкции (и за нарушение которых полагались вполне конкретные наказания – в том числе под раздачу, по логике вещей, должны были попасть и посетители). То есть, человек, сознательно поевший пончиков в «Джей-Донатсе», мог почувствовать себя этаким Эдвардом Сноуденом, бросающим вызов американскому империализму и играющим на нервах у Дяди Сэма.

Но такие кафе и пончиковые при всех своих нюансах – все-таки до сих пор воспринимаются большинством мьянманцев как некая экзотика. «Своими» они стали лишь для молодого поколения янгоннцев, да и то по большей части из «продвинутых» семей. Зато уличных кафе и лепхе'йи-зайнов – до сих пор по нескольку штук на каждом янгонском перекрестке, и недостатка я посетителях они не испытывают. «Макдональдсы» в Мьянму еще не пришли, а другие международные сетевые бренды существуют в единичных экземплярах и предпочитают «прижиматься» к крупным торговым центрам и новым кондо, где обитают люди, могущие себе позволить поиграть в иностранную жизнь.

И, наконец, я ничего не сказал о сатхаук-зайнах – больших ресторанах в европейском понимании этого слова (са» - кушать, «тхаук» - пить). В их названии уже нет слова «тхамин», обозначающего приготовленный рис. Здесь уже наслаждаются совсем другими блюдами. Это – места для торжественных семейных ужинов и праздничных застолий. Мало кто ходит сюда каждый день. Поэтому тема сатхаук-зайнов, или янгонских ресторанов – это уже тоже совсем другая история.

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
finikova_malina
Oct. 24th, 2013 11:49 am (UTC)
очень интересно, как всегда

А вот кафе с телевизором около пагоды Суле



Очень вкусный рис там был с какой-то добавкой типа китайской капусты. Я взяла рис и тарелочку рыбы. И села напротив каких-то мужчин, свободных мест почти не было. Наверное, с таким аппетитом съела, что за оглодавшую приняли, и эти товарищи заказали мне еще тарелку риса))) Пришлось съесть из вежливости)




Здесь какой-то очень вкусный зеленый суп, так и не поняла из чего. Без всяких пахучих добавок
pilartan
Oct. 24th, 2013 01:08 pm (UTC)
Ох, какие знакомые пейзажи :) Я тоже была в этом же кафе :)) Приятно.

Edited at 2013-10-24 01:09 pm (UTC)
finikova_malina
Oct. 24th, 2013 02:35 pm (UTC)
Да, приятно вспомнить)
pascendi
Oct. 24th, 2013 11:53 am (UTC)
Вы так вкусно рассказываете, что сразу хочется приехать в Мьянму и пожить там месяц-другой.
Я бывал в ЮВА (Индонезия, Малайзия), это особенный мир, совершенно чужой и непохожий на наш, но странным образом не враждебный (в отличие, например, от некоторых стран Ближнего Востока).

А кухни тех народов -- люблю чрезвычайно!
harrus777
Oct. 24th, 2013 07:53 pm (UTC)
о вкусной и здоровой пище
Спасибо! Трудно представить, что рассказ о таких вроде бы обыденных вещах может быть настолько увлекательным.
Интересно, кто научил бирманцев пить чай с молоком? Англичане? Или у них была своя традиция?
И почему на Дальнем Востоке настолько предпочитают чай кофе? Кофе по жаре никак не идет? Ночью бы пили, как ту же мохингу едят на ночь глядя, как Вы говорите, для бодрости... Интересно и непонятно...
victor_chapaev
Oct. 25th, 2013 11:55 am (UTC)
Очень интересно! Может,когда-нибудь доведется посетить сии места. Спасибо.
mincao
Oct. 25th, 2013 08:12 pm (UTC)
Как всегда - поразительно интересно, спасибо за этот текст.
Хотя, конечно, оказавшись вдруг в Мьянме, мы бы шарахались от этой экзотики, не зная что к чему. Впрочем, в вашем сопровождении было бы очень интересно посетить всю линейку заведений. Но, увы, после визита в ЮВА мы как-то переориентировались на другой регион. Когда на четвертый месяц в Таиланде забываешь, что такое нерасстроенный желудок... :)
Наверно, это была какая-то наша ошибка, но я так и не понял - какая :).
marina_6
Oct. 29th, 2013 10:46 am (UTC)
Спасибо Петр! Не могу забыть вкуса чая и суп мохинга, салат-чай ! Вот разные бобовые выпечки что-то не пошли.Буду ждать ваш пост про особености заваривания чая с молоком.Я в пакетиках их привезла тогда и то многим понравилось,а что говорить про вкус в натуральном виде -смак! Классные кафешки!
alldubin
Oct. 30th, 2013 12:47 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно! А можно ли без проблем купить обычный растворимый кофе. для термоса? :))
dragon_naga
Oct. 30th, 2013 04:20 pm (UTC)
В Мьянме сейчас построено несколько вполне себе современных фабрик по производству кофе - есть и государственные (под Минсельхозирригацией) и частные. Поэтому у вас будет широкий простор для мечты и для жизни. ))) Будете в Мьянме две недели - у вас на каждый день будет новый кофе. ))) Это я гарантирую. Стандартная пачка в супермаркете стоит чуть больше доллара (хотя это, наверное, варварство - вскрывать пачку из-за одной чашки кофе). ))).

Кофе продается разного помола и в зернах (в том числе и в сувенирных упаковках типа холщовых мешочков с завязочками).

Мьянманский кофе - отдельная тема. Как мне рассказывали друзья, выращивается он в основном на шанских плоскогорьях и в мире идет "вторым планом" - его часто закупают в массовом порядке международные "брендовые" сети кофеен - в том числе во многих европейских странах. То есть, там, где не важна торговая марка (потому чо потребитель ее все равно не видит), а важен стабильный хороший вкус - там и ищите мьянманский кофе. ))

Я не специалист в кофе, но практически все мои друзья, которым я его привозил, хвалили его за "настоящий" вкус. И я знаю много фанатов мьянманского кофе. ))

В общем, попробуйте и потом расскажите. )))
alldubin
Oct. 30th, 2013 06:51 pm (UTC)
Ну все. Тогда едем:)))
Дело в том, что больше часа мне без кофе тяжело. В любую более или менее продолжительную поездку беру с собой термос. Наркоман в некотором смысле.
Спасибо!
harrus777
Oct. 31st, 2013 03:14 pm (UTC)
бирманские чай и кофе
Сами бирманцы насколько употребляют кофе?
И откуда у них все-таки взялась привычка пить чай с молоком?
vyastik
Nov. 10th, 2013 10:41 pm (UTC)
При слове "зайн" сразу вспоминается значение этого слова в иврите :)
pallych72
Nov. 20th, 2013 04:16 pm (UTC)
Третью неделю взапой читаю Ваш блог. Спасибо вам большое. 27 01 2014 снова прилетаем в Янгон и далее на три недели.
nedovolny
Dec. 6th, 2013 08:59 pm (UTC)
Скажите, а официантки там работают? Или сугубо парни?
retolessginquif
Dec. 22nd, 2013 11:04 am (UTC)
ух ты=) круто
legebokka
Feb. 10th, 2014 01:04 am (UTC)
Вы куда пропали ?
Мы ждем новых рассказов !
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

Жду Ма Та Ту
dragon_naga
Житель Янгона

Latest Month

January 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031