Житель Янгона (dragon_naga) wrote,
Житель Янгона
dragon_naga

Categories:

Гребенка в волосах

Меня часто ставил в тупик вид янгонских тетушек. Если обычай расхаживать по улицам в пижамных костюмах постепенно уходит в прошлое, то привычка делать странную прическу с использованием большого гребня до сих пор никуда не исчезла.

В самом деле, представьте себе почтенную янгонскую даму, волосы которой накручены на горизонтально расположенную сзади головы большую расческу. Если смотреть спереди, то ее края торчат по бокам головы как вторые уши, или как антенна внеземной цивилизации. Причем, гребенка выбирается именно размера XXXL – и желательно самых ярких и броских цветов.

А потом я вдруг выяснил, что в понимании мьянманской дамы именно это и называется прической. Причем, обычай наматывать волосы на гребень и оставлять его на голове, уходит вглубь веков.

Как всегда бывает, лучшая работа по прическам мьянманских женщин принадлежит перу мужчины. В своем исследовании Маунг Ту Та подробно разбирает 55 типов дамских причесок со времен Баганского периода и до правления династии Конбаунг. Основным элементом прически того периода являлась объемная копна волос на вершине головы (или чуть сзади). Причем, с раннего возраста девочки уже старались отрастить волосы для этой «взрослой» прически. Детские игры отнюдь не способствуют сохранению укладки – поэтому девочкам обычно собирали волосы в тугой клубок наверху головы, без свисающих локонов, и стягивали его лентой. Но это касалось только волос с вершины головы – волосы по бокам подстригались в каре и спереди предполагалась челка. Такая прическа называлась «задаук».

prichoski03

В возрасте примерно 16 лет девочки начинали делать первые «взрослые» прически – оулоун. То есть, челка и каре исчезали, лоб открывался, а для прически теперь уже использовались все волосы, собираемые кверху. Существовал даже тип переходной прически – «задаук-тейн», потому что резко волосы по бокам и спереди сразу отрасти не могли. То есть, когда говорят о периоде, когда девочка меняет свою подростковую прическу на «взрослую», его как раз так и называют – «задаук-тейн», или «оулоун-тейн».

Вот именно на этом этапе сзади прически как раз и появлялся гребень. Он служил для того, чтобы фиксировать прическу, поэтому шел в ход когда волосы на голове уже были накручены на три четверти длины. Оставшиеся свободные волосы уже оборачивались вокруг гребня, в свою очередь закрепляя его в прическе. Такой тип прически назывался «бичжобат», где «би» - это именно гребень. Бичжобат неформально считался домашней прической – то есть, с ней можно было выйти в ближайший магазинчик, но нельзя было ходить в пагоды или на торжественные церемонии.

prichoski01

Хотя один вид прически с использованием гребня вполне подходил и для торжественных случаев. Назывался он «бизабат». В этом случае волосы не сворачивались в клобук, а накручивались сверху головы в нечто подобное шиньону, без свисающих прядей. Но эта прическа больше подходила для замужних дам и женщин старшего возраста. Молодые девушки, у многих из которых были длинные, до пояса, волосы, предпочитали делать так, чтобы они свободно, «конским хвостом» свисали вниз с правой стороны (свисающая прядь называлась «самьейт»). Но для этого им тоже надо было соорудить на голове шиньон, из которого как раз и начиналась прядь волос. Такая прическа называлась «бизадоун».

prichoski02

Каждое утро мьянманская женщина, которая считала, что ей нечего стесняться своих волос, делала на своей голове «бизадоун». Она причесывала свои длинные волосы бамбуковым гребнем, смоченным в масле кокоса. Затем волосы заворачивались в высокую прическу сверху головы и скреплялись специальными заколками-гребнями («лейпкхунби»), сделанными обычно из панциря черепахи.

Если подходить к этой прическе с позиции точных наук, то ее технические параметры таковы. Бизадоун наверху головы представлял собой трубу из волос цилиндрической формы, пустую внутри, высотой примерно 5,5 дюймов, диаметром примерно 6,5 дюймов и толщиной волосяных стенок порядка четверти дюйма. Сзади волосы обычно свисали с бизадоуна на 15 дюймов. Такие параметры считались образцовыми для такой прически.

Но на этом творческая фантазия мьянманских девушек не исчерпывалась. Иногда в прическу (справа или сзади) вплетались свежие цветы жасмина (называлось это «забэпангоун»). В Янгоне на перекрестках до сих пор можно увидеть детей, предлагающих водителям гроздья цветов жасмина на нитке – для ароматизации воздуха в машине (их обычно вешают на зеркальце заднего вида). Вот именно такие гроздья цветов на нитке в прежние времена использовались отнюдь не для создания приятного запаха в салонах автомобилей, а для украшения женских причесок.

Нужно сказать, что бизабаты и бизадоуны сейчас украшают головы мьянманских девушек и женщин только во время торжественных случаев (например, свадеб) или религиозных церемоний. Бизадоуны делают себе на голове «зат минта» - актрисы «зат», традиционной мьянманской драмы. В обыденной жизни мьянманки предпочитают более простые прически. И как раз одной из таких причесок является «бичжобат» с ее вплетенной сзади в волосы большой гребенкой.

Обычай использовать кокосовое масло для укладки волос тоже постепенно уходит в прошлое. Еще несколько лет назад любой утренний янгонский автобус был насыщен горьковатым ароматом кокосового масла – его можно сравнить с приятным запахом легкого дымка от костра. Причем, пользовались кокосовым маслом не только девушки и женщины. У взрослых мужчин оно тоже помогало для фиксации прически, а у молодых парней – было способом возвести себе на голове разнообразные вавилоны и сохранить их в течение всего дня.

В результате использования кокосового масла волосы действительно становятся блестящими, смотрятся очень красиво и сохраняют приданную им форму. Но кокосовое масло, несмотря на то, что это – чисто натуральный продукт, к тому же укрепляющий корни волос (мьянманцы втирают его в кожу головы, если начинают лысеть), все больше уступает свои позиции современным лакам для фиксации причесок. Причина простая – масло не засыхает до конца, и поэтому на него легко садится пыль. Хотя понятно, что красота требует жертв, но ходить с пыльной промасленной головой нравится далеко не всем.

Что касается цветков жасмина, то используются они в прическах теперь тоже крайне редко. И только в торжественных случаях. Единственный пример их частого использования, который я знаю – прическа лидера мьянманской оппозиции До Аун Сан Су Чжи. В ее волосах (она традиционно скрепляет их сзади в пучок небольшим гребнем-заколкой, и дальше они свободно свисают вниз) у основания локона обычно вплетена короткая гроздь ярко-белых цветов. Но мой взгляд, они не всегда гармонируют со сдержанно-приглушенными тонами ее одежды, но это тот случай, когда о вкусах женщины лучше не спорить.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments