Житель Янгона (dragon_naga) wrote,
Житель Янгона
dragon_naga

Category:

Из жизни привидений

Мьянманские духи и привидения – тема неисчерпаемая. По поверьям мьянманцев, духи живут повсюду – поэтому нужно стараться не раздражать их и по возможности задабривать. Буддизм Тхеравады не только признает мир духов, но и включает его в себя в качестве неотъемлемой составной части.

Именно поэтому периодически находятся исследователи, которые пытаются понять мьямнанскую психологию и мьянманский менталитет через отношение к духам. Одна из таких работ – статья «Неизгоняемые привидения: призраки в авиации, гибридные буддистские практики и стратегии предотвращения катастроф в среде аэропортовых работников Мьянмы и Таиланда», опубликованная в февральском выпуске «Азиатско-тихоокеанского журнала астрологии». Автор – австралийка Джейн М. Фергюсон, сотрудница отделения антропологии Сиднейского университета.

Я не хочу долго задерживаться на «тайской» части статьи. Скажу лишь об одном распространенном заблуждении. Я не первый раз слышу от русских, осевших в Таиланде о том, что в Мьянме живут дикие люди, которые верят в духов. Вот в Таиланде, цивилизованной современной стране, такого нет, или если есть – то разве что в какой-то глухой деревушке. Рискну возразить, что это не так – просто тайцы (как, кстати, и мьянманцы) не считают нужным докладывать о том, в кого они верят, первому встречному иностранцу. Можно всю жизнь прожить рядом с мьянманцем и тайцем, и так и не узнать, что они о тебе на самом деле думают. Традиционное тайское общество (как и мьянманское) очень консервативно, и как вера в духов вошла в буддизм – так и традиционные суеверия без проблем интегрируются в любую передовую отрасль знаний. Не случайно Дж. Фергюсон пишет о том, что сотрудники аэропортов Суварнабхуми (Бангкок) и Мингаладон (Янгон), которые гордятся тем, что понимают сущность работы больших сложных современных механизмов и принадлежат к технической элите страны, в то же самое время как о чем-то обычном говорят о своей непоколебимой вере в духов и в привидения.

Одна история из жизни бангкокского аэропорта тем не менее касается Мьянмы. При строительстве аэропорта рабочая-бирманка сорвалась в опалубку и погибла под заливаемым туда бетоном. Когда бетон затвердел, рабочие смогли отбить из колонны только части тела несчастной. Потом они заровняли поверхность бетоном (в двух местах эта заделка дыр видна до сих пор) – и тело женщины так и осталось внутри.

После того, как аэропорт начал работу, сотрудники ночной смены неоднократно видели у колонны привидение погибшей длинноволосой бирманки. А по тайским поверьям умерший внезапной и насильственной смертью человек превращается в «пхи» и становится очень опасен для людей. Именно поэтому стена со следами заделанных дыр (она находится в помещении для перегрузки багажа) стала объектом совершения религиозных обрядов по задабриванию «пхи». Сотрудники аэропорта приносят и кладут под колонну духа еду, бижутерию (все-таки дух был женщиной), а также оставляют на поверхности колонны тонкие листочки сусального золота, которые обычно клеят на изображение Будды в пагодах. Некоторые приходят просить духа о выигрыше в лотерею.

Что касается янгонского аэропорта Мингаладон, то и здесь Дж. Фергюсон записала несколько интересных историй. Сотрудники аэропорта неоднократно видели привидения (тасэй и тайей) как в здании терминала, так и на бетонной полосе. Эти привидения до некоторой степени соответствуют духам-натам в традиционных бирманских верованиях, тем не менее некоторые исследователи отмечают, что для натов присущ более высокий статус в мире духов, в то время как тасэй и тайей – это, если можно так сказать, духи более низкого уровня. Причем, как правило этих духов видели не какие-то грузчики или электрики, а работающие в аэропорту специалисты с высшим образованием и обширными знаниями.

Работница мандалайского аэропорта Ма Кхин рассказала следующую историю о том, как она увидела привидение: «Я стояла с Сандой в то время, когда пассажиры проходили иммиграционный контроль, и я увидела человека за стойкой, который ничего не делал, а только смотрел на меня. Он заметил, что я его увидела и кивнул, но Санда спросила, кого я провожаю взглядом. Это точно был тайей, потому что никто кроме меня его не видел, и вне пределов аэропорта я никогда не встречала ничего подобного». Примечательно, что увиденный Ма Кхин дух имел мьянманскую внешность и не проявлял признаков того, что он намерен сделать что-то плохое. Тем не менее, с тех пор Ма Кхин в обязательном порядке кладет в свою рабочую папку буддистскую сутру.

Были случаи и посерьезнее. Считается, что тэсэй может орудовать в кабине самолета. Сотрудник аэропорта Со Найнг рассказал о двух случаях, когда пилоты «Мьянма Эйрвэйз» заходили в кабину и еще не успевали прикоснуться ни какому тумблеру, но вдруг видели, что автозапуск уже включен. По словам Со Найнга, пилоты «были настолько ошарашены этим событием, что не хотели выполнять рейс». Тем не менее, начальство запретило им покидать кабину и заставило лететь по расписанию. К счастью, в обоих случаях рейсы прошли удачно. Этот пример позволяет отметить еще один факт из жизни привидений – они способны не только появляться на виду у других людей, но и оказывать воздействие на материальные процессы в окружающем мире – например, включать тумблеры. И, как опять отмечает Дж. Фергюсон, компетентность и знания пилотов не препятствуют вере в духов и привидения.

При такой всеобщей вере в духов возникает вопрос – что делать, если духи ведут себя угрожающим образом. Одна из сотрудниц аэропорта по имени Туза сообщила автору исследования, что четыре из одиннадцати частей довольно широко читаемого в Мьянме буддистского текста «Маха Паритта» (защиты от всяческих бедствий) напрямую касаются духов. Радана (Ядана) Сутта – славит Будду, его учение и монашескую общину, Метта Сутта – о том, что слова любящей доброты эффективно нейтрализуют любую потенциальную опасность, Мора (Мойя) Сутта обеспечивает сохранение и безопасность семьи, и, наконец, Ангулимала (Атанатийя) Сутта служит для того, чтобы помочь женщине при родах, но и также усмирить злобные побуждения плохого человека и сделать его праведником.

Не случайно и то, что после серии из шести авиакатастроф «Фоккеров», принадлежащих компании «Бирма Эйрвэйз» (сейчас – «Мьянма Эйрвэйз») в конце 1980-х годов на хвосте самолетов этой компании появилась Паттана (Патан) – круглое изображение буддистского символа двадцати четырех универсальных типов отношений в мире. Считается, что его размещение на хвосте самолета приведет к тому, что духи станут миролюбивыми.

ma2

А в качестве примера, когда карма владельца оказывает негативное влияние на судьбу компании, работники янгонского аэропорта Мингаладон любят рассуждать про «Эйр Баган». Эта компания принадлежит бирманскому олигарху У Тей За, сделавшем основное свое состояние в годы диктатуры в результате сотрудничества с военными властями. По словам Дж. Фергюсон, многие сотрудники аэропорта уверены, что именно поэтому «Эйр Баган» постоянно преследуют разного рода опасные случаи во время эксплуатации самолетов. Самым известным из них, несомненно, является аварийная посадка самолета «Фоккер» в рождество 2012 года на дорогу недалеко от озера Инле, когда самолетом был сбит насмерть мотоциклист, а от жесткой посадки и удара умерла одна из пассажирок в салоне. 11 пассажиров получили ранения.

Дж. Фергюсон в своей работе неоднократно указывает, что вера в духов и в привидения – это не исключительно тайский или мьянманский феномен. Она приводит множество примеров из истории авиации других стран, когда те или иные события связывались с влиянием сверхъестественных сил. Есть множество историй и про призраков, бродящих по аэровокзалам разных городов мира. От себя добавлю, что фактически любое большое публичное здание в России имеет свою жуткую историю про замурованного в стене человека, а тема привидений в московском метро уже давно стала заезженной.

На что справедливо обращает внимание автор работы – так это на то, что в Мьянме и в Таиланде вера в духов совсем не коррелирует с уровнем образованности и культурного развития конкретного человека, хотя и высказывает мысль, что двигаться в просветительском направлении все-таки стоит – хотя бы ради безопасности пассажиров. В самом деле, пилот, уверенный, что привидение внезапно может вмешаться в процесс управления и начать переключать тумблеры в кабине, по определению более «катастрофогенен», чем его коллега, не верящий в мистику и уверенно и хладнокровно ведущий самолет. Причину такой ситуации Дж. Фергюсон видит в глубоко укоренившихся в сознании людей (в том числе культурных и образованных) некоторых постулатов буддизма. То есть, если ты являешься приверженцем этой религии, то ты просто без вопросов должен признать и существование духов – как составную его часть.

От себя добавлю и еще одну интересную особенность. Если в христианстве духов принято изгонять, желать им всяческих несчастий (чего стоит знаменитое «сгинь нечистая сила!») и силой религии как можно сильнее и больнее «бить по рукам», препятствуя реализации их злых намерений, то в буддизме подход абсолютно другой. Чтение буддистских текстов (так же как и наличие буддистских символов или предложение духам подарков) отнюдь не имеет целью наслать на духов страшные кары, и тем более не приказывает им сгинуть в преисподнюю. Главная задача совсем другая – силой любящей доброты и дружелюбия сменить злобный настрой духов на миролюбивый, а после этого они сами откажутся от злых намерений.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments