Житель Янгона (dragon_naga) wrote,
Житель Янгона
dragon_naga

Category:

Ищите женщину...

В июне 2014 года янгонские власти задались вопросом, который для жителей российских провинциальных городов показался бы странным и банальным. Вопрос звучал так: может ли женщина быть кондуктором автобуса. Тем не менее, дискуссия на эту тему развернулась серьезная. Противниками новшества, естественно, выступили мужчины-кондукторы, которые вполне обоснованно испугались перспективы оказаться уволенными.

S51A2653

Тем не менее, янгонские власти были непреклонны в своем желании продолжать дискуссию и в итоге добиться положительного ответа на поставленный вопрос. Один из руководителей Департамента дорожного транспорта Янгона У Мьинт Аунг сообщил журналистам, что его мнение однозначно – «Женщины-кондукторы лучше, потому что они более терпеливы с пассажирами».

В Мьянме всегда было довольно странное деление на «мужские» и «женские» профессии. Путешественники по дорогам этой страны часто могут видеть жительниц окрестных деревень, разбивающих около дороги с размаху кувалдами крупные камни – так получается щебенка, которая потом будет использована как основа для дорожного покрытия. Никому не приходит в голову отобрать у женщины кувалду и найти на ее место мужика. Махать кувалдой – вполне женская профессия. А вот быть кондуктором – исключительно мужская.

В том, что кондуктор – профессия не женская, были убеждены и многие пассажиры автобусов. От кондукторов требуются навыки силовых акробатов и цирковых канатоходцев – иначе в салоне летящего по улицам, трясущегося и качающегося из стороны в сторону янгонского автобуса просто невозможно перемещаться. А если учесть привычку янгонских водителей трогаться с места и тормозить исключительно рывками, становятся понятны опасения пассажиров за здоровье потенциальной женщины-кондуктора. К тому же женщины, как правило, ниже ростом – значит им будет куда более проблематично хвататься за поручни, чем мужчинам. Да и пассажиры порой попадаются всякие.

Поэтому сообщения о том, что янгонские власти отобрали 19 женщин и девушек для работы кондукторами, стало на самом деле маленькой революцией и крушением устоев. Впрочем, эти 19 кондукторов – это всего лишь капля в море, поскольку в 5-миллионном Янгоне насчитывается 6600 автобусов, выходящих на 352 маршрута. Если учесть, что к каждому автобусу полагается пара кондукторов – можно понять число людей, вовлеченных в эту профессию. 19 кондукторш, конечно, погоды не сделают, но лиха беда начало.

Помимо «терпеливости» в обслуживании пассажиров местные власти указали еще на одну чисто «женскую» черту – склонность к порядку. А эта склонность способна в корне изменить обслуживание пассажиров. Если во многих автобусах сиденья держатся на честном слове (и подушки при рывках просто соскакивают с металлических рам), а салон представляет из себя грязную закопченую и обшарпанную каморку, то именно женщины будут способны изменить ситуацию. Привыкшие наводить порядок дома (хотя для большинства мьянманских домов порядок – понятие более чем условное), они неизбежно возьмутся за обустройство своего рабочего места. Правда, при этом пугающей кажется перспектива того, что грязные пятна будут залеплены взятыми из журналов фотографиями цветочков, зверушек или До Аун Сан Су Чжи.

А еще – женщины более дисциплинированы и меньше склонны к вредным привычкам. Янгонские власти указывали на то, что многие кондукторы работают в нетрезвом виде, или вовсю жуют бетель. А постоянное и чрезмерное жевание бетеля чревато тем, что человек становится взвинченным и возбужденным. Взвинченный и возбужденный кондуктор – это последний человек, которого пассажир мечтает встретить в салоне автобуса. Орущие благим матом кондукторы с красными от бетеля глазами своей гиперактивностью часто пугают людей. Предполагается, что женщины на своем кондукторском месте пьяными появляться не будут и их поведение будет олицетворением спокойствия.

Больше того, после известия о предстоящем появлении женщин-кондукторов, власти начали говорить и о женщинах - водителях автобусов. Причем, ссылались на рекомендацию японского Агентства по международному сотрудничеству. Аргументы приводились схожие – женщины меньше лихачат и больше склонны соблюдать правила дорожного движения. А за пять первых месяцев 2014 года количество ДТП в Янгоне возросло – дорожная полиция зарегистрировала 122 происшествия, в ходе которых 21 человек погиб и 352 получили ранения. Причина большинства ДТП, по мнению властей – «отвратительная дисциплина транспортного персонала». Ко всему прочему водители-мужчины, точно так же, как и кондуктора, часто жуют бетель и вполне могут сесть за руль навеселе. То есть, женщины за рулем, по логике чиновников, безусловно лучше мужчин. Про обезьяну с гранатой при этом никто из них не вспоминал.

Эта дискуссия о роли женщин в обслуживании янгонского общественного транспорта имела еще один неожиданный результат. В сентябре янгонский региональный парламент в озаботился проблемой запуска автобусов, на которых могли бы перемещаться только женщины. По словам представительницы парламента До Ньо Ньо Тин, региональное правительство готово принять решение по этому вопросу до конца календарного года. Главная причина, почему такие автобусы должны появиться – это забота о «сохранении достоинства пассажиров-женщин».

По словам До Ньо Ньо Тин, уже определены пять маршрутов, операторы которых согласились участвовать в этом проекте. Возить исключительно женщин они согласились только в одну сторону – из пригородов в центр каждый день в течение нескольких утренних часов. Логика понятна: рабочий день заканчивается у всех по-разному, зато начинается в одинаковое время, поэтому утренние автобусы в часы пик более загружены, чем вечерние. Запустить автобусы для женщин в обоих направлениях операторам мешают экономические соображения: несмотря на цену в 200 кьят (это цена для автобуса «атху», сопоставимого с российскими внутригородскими экспрессами, которые по определению более дорогие, чем обычный транспорт), не факт, что эти автобусы будут заполнены. Тем не менее, До Ньо Ньо Тин высказалась в том смысле, что если проект продемонстрирует свою успешность, другие перевозчики тоже к нему подтянутся. Министр транспорта регионального правительства У Аунг Кхин сообщил парламентариям, что правительство найдет способы помочь перевозчикам, организующим «женские» маршруты.

С одной стороны, логику властей понять можно. В переполненных янгонских автобусах многие женщины чувствуют себя неуютно. А в экспрессах, где проход между рядами очень узкий и часто заполнен стоящими пассажирами, желающая выйти женщина должна многократно прижиматься к абсолютно посторонним людям теми местами, которые для этого не предназначены. Кроме того, если в автобус зайдет буддистский монах и будет продираться вперед по заполненному людьми салону, стоящая на его пути женщина будет просто вынуждена с ним соприкоснуться – что с точки зрения буддизма является непотребством.

А с другой стороны, министр У Аунг Кхин сообщил депутатам, что в прошлом году уже были попытки ввести «женские» автобусы. Компания «Бандула Транспортэйшн» выделяла 10 автобусов для работы на линиях по этому проекту с 7 до 10 часов утра и с 4 до 7 часов вечера. Через некоторое время проект пришлось закрыть из-за недостаточного количества пассажиров (вернее – пассажирок). Почему в этот раз проект должен оказаться более успешным – понять сложно. Министр У Аунг Кхин подчеркнул, что, например, путешествующим супружеским парам или разнополым друзьям этот автобус не подойдет. Точно так же он не подойдет, если люди соберутся отправиться в путь всей семьей. В результате транспортные компании будут терять деньги и спрашивать себя – зачем это нужно им, если это не нужно пассажирам?

Все эти эксперименты происходят на фоне транспортного коллапса, в котором в дневное время перманентно пребывает Янгон. Городские власти уже ликвидировали все газоны на обочинах улиц в центре, сделав вместо них бетонные парковочные места. Бетонные пешеходные дорожки вплотную прижаты к стенам домов и сужены до такого предела, что на них едва-едва могут разминуться два человека. Число машин, выезжающих на улицы, постоянно растет. Несколько самых престижных янгонских школ (особенно школа №1 в районе Дагон) в часы начала и окончания занятий напрочь сковывают движение по пролегающим мимо них дорогам (в том числе – по ключевым янгонским магистралям) – «непростые» родители или привозят, или ожидают свих чад, паркуясь в несколько рядов. На каждую из таких школ выделено по четыре полицейских, чтобы они держали свободным для проезда машин хотя бы один ряд. Заглохшие автомобили и автобусы дополняют картину одной большой янгонской пробки. Строительство нового виадука около Мьинигона сделало одно из двух главных шоссе Янгона – улицу Пьи – источником нескончаемых заторов.

Власти практически признали, что все меры, которые можно предпринять в условиях существующей транспортной системы Янгона, уже исчерпаны. Поэтому им, видимо, остается только уповать, что коренным образом изменить ситуацию на дорогах помогут именно женщины – водители и кондукторы.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments