Житель Янгона (dragon_naga) wrote,
Житель Янгона
dragon_naga

Category:

Янгонские водители

Я очень хорошо помню машины в Вооруженных Силах СССР. Руль с вырезанными на нем надписями: «Машина – зверь, водила – ас!» и «Не спи, тебя ждут дома!». Два провода, торчащие из рулевой колонки, которые требовалось вручную, оторвавшись от руля, соединить, когда водитель хотел во время движения подать звуковой сигнал. Зажигание в виде таких же двух проводов, свисающих из-под приборной доски – требовалось позамыкать их, чтобы завести машину. И плюс – какая-нибудь интересная вещица, болтающаяся перед носом у водителя. Например, армейский шеврон - так, для оберега.

Нужно ли говорить, что я испытываю чувство, похожее на ностальгию, когда езжу на старых и раздолбанных янгонских машинах. Здесь у водителя, как правило, для оберега на рабочем месте висит изображение Будды (если он буддист) – иногда украшенное цветными лампочками. В остальном – все как во времена моей молодости.

Машины в Янгоне дорогие – даже те, которые старше своих водителей. Именно поэтому тут не принято быстро ездить по улицам – скорость даже на основных магистралях не превышает 40-60 километров в час. Злые языки поговаривают, что если машина поедет с большей скоростью – она просто развалится, и потом ее придется заново собирать из запчастей. А если машина на скорости поцарапает другую машину – ремонт обойдется в очень большую копеечку. Поэтому водители обычно уступают друг другу дорогу и ведут себя по отношению друг к другу по-джентльменски.

Зато к пешеходам отношение совершенно иное. Поскольку пешеходы – мягкие и без острых углов, то особого вреда машине они причинить не могут. Кроме того, автомобилей с автоматическими коробками передач в Янгоне очень мало, а тормозить и потом снова переключать передачи на изношенной коробке, где зуб на зуб не попадает, водители стараются избегать. Большинство машин отказывает именно на этапе переключения передач - может отвалиться педаль сцепления, а иногда водитель остается с оторванной ручкой в руках. Пешеходы это все прекрасно понимают и шарахаются от автомобилей как могут. Для европейцев, привыкших, что водитель тебе уступает дорогу, это может кончиться весьма плачевно. Дорогу тут не уступают. В лучшем случае – посигналят тебе прямо под ухом, усугубив твой испуг.

Для европейца странности этим не исчерпываются. Например, при красном сигнале светофора здесь разрешен правый поворот (при наличии выделенной полосы). Поворотники тут тоже не всегда используются так, как это представляет себе европеец. Если ты едешь по загородной дороге, хочешь обогнать впереди идущую машину и начинаешь ей сигналить гудками и фарами, водитель может включить, например, левый поворотник. Это совсем не значит, что сейчас он примет влево – это он таким образом показывает, что увидел тебя и приглашает обогнать его как раз с левой стороны. Для человека, незнакомого с мьянманскими реалиями, такой обгон может кончиться катастрофой.

Нельзя сказать, что на улицах не происходят аварии. Но они, как правило, вызваны исключительно тем, что старый изношенный механизм машины дает сбой. Наиболее часто отваливается колесо, и машина продолжает движение, высекая искры об асфальт. Иногда при этом ее разворачивает – и выносит на тротуар. Однажды под моим окном машина влепилась в фонарный столб. Пару секунд было непонятно, кто победит – полусгнившее японское качество машины, или относительно новое китайское качество цемента, из которого сделан фонарный столб. В результате столб рухнул поперек дороги, перегородив движение. А машина гордо замерла на тротуаре как памятник самой себе.

Аварии по вине водителей (а не разваливающейся техники) не происходят даже тогда, когда впереди показывается пагода, и водитель, отпустив руль, несколько секунд складывает под подбородком руки лодочкой, славя Будду. В этот момент машины катятся сами собой, удивительным образом не сталкиваясь друг с другом. На улице Пагоды Каба Эй на подъезде к даунтауну есть один довольно крутой S-образный поворот, на изгибе которого стоит небольшая пагода, плюс на какой-то части его открывается вид на Шведагон. Опытные водители успевают задать машине нужную траекторию поворота и дважды на полной скорости помолиться, сложив руки. Этот маневр всегда вызывал у меня мистическое восхищение – особенно когда мне объясняли, что аварий на этом кривом участке дороги не происходит почти никогда.

Но портрет янгонских водителей будет не полным без одного весомого дополнения – янгонского пассажира. Как только человек сел в машину – он чувствует себя полноправным участником дорожного движения и частью единого организма машины и водителя. Сначала обсуждается техническое состояние машины и звуки, которые она издает при движении, а зачем начинается процесс совместного вождения. Я не видел сам, чтобы пассажир выхватывал у водителя руль, показывая, как надо правильно сворачивать – но мьянманцы говорят, что такое бывает нередко.

Особенно важна роль пассажира, когда машина решает перестроиться в левый ряд. Я сказал уже, что поворотники тут не всегда используются так, как это принято в других странах, а кроме того, на многих автомобилях они вообще могут не работать. Поскольку руль в автомобиле, как правило, справа, то задача сидящего слева пассажира – высунуть в окно руку и энергично начать делать ею отгоняющие движения. Это и есть сигнал идущим слева сзади машинам уступить дорогу. Причем обычно водитель даже не просит пассажира об этом – так велико взаимопонимание и чувство ответственности за процесс движения по дороге.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments