Житель Янгона (dragon_naga) wrote,
Житель Янгона
dragon_naga

Categories:

Энциклопедия Тинджана (окончание текста)

НАЧАЛО ТИНДЖАНА
https://web.facebook.com/thingyan.ru/posts/1525454284428953

Первый день Тинджана (а-чьо) – пестрая смесь из официальных и полуофициальных церемоний и начала разгула водной стихии на улицах. Его смысл состоит в приветствовании Таджьямина, который должен вот-вот в рамках своей ежегодной миссии спуститься на землю.

Как и любой государственный праздник, Тинджан открывается официальными речами ответственных лиц. Такие церемонии, как правило, проходят на больших «государственных» пандалах. Но торжественная часть обычно длится недолго, потому что вокруг, на улицах, уже начинается праздник. Речи сменяются концертами художественной самодеятельности – в основном выступают танцевальные и музыкальные коллективы, одетые в национальные костюмы. А потом включают воду.

Собственно, именно в этот момент жители страны напрочь забывают религиозный смысл праздника, пришествие Таджьямина и присущую мьянманцам сдержанность. Молодежь начинает веселиться под струями воды, обливая друг друга. Начинается «настоящий» Тинджан – праздник воды, который продолжается 4-5 дней.

ПРАЗДНИК ВОДЫ
https://web.facebook.com/thingyan.ru/posts/1525453701095678

С раннего утра первого дня Тинджана улицы Янгона кардинально меняются. Легковых машин становится гораздо меньше, чем обычно, а еще несколько лет назад в дни Тинджана на улицах даже не было больших городских автобусов. Дороги заполняются сотнями открытых грузовичков с молодежью. Грузовички колесят по городу, а молодые люди в них громко орут. По пути грузовички получают порции воды с обочины. Собственно, они для этого и ездят с утра по Янгону – чтобы быть облитыми, и желательно чтобы их обливали как можно чаще. Машины формируются как по семейному принципу, так и по принципу интересов. Обычно грузовичок берет в аренду группа молодежи, члены которой отлично знают друг друга и не раз проводили время на подобных мероприятиях.

В эти дни день многие считают своим долгом обливать прохожих и проезжих. К воротам домов выкатывается бочка, заполняется водой, и члены семей (в основном, конечно, дети), вооружившись маленькими пластмассовыми тазиками и плошками, поливают проезжающие машины, или брызжут по их пассажирам водой из водяных пистолетов. Особым шиком считается иметь при себе лед, или очень холодную воду. Ледышка, брошенная за шиворот, заставляет жертву исполнять пляску зомби, а после холодной воды человек обычно вопит в полный голос.

Четыре дня празднования «водной» части Тинджана имеют свои названия. После первого дня приветствования Таджьямина (а-чьо), наступает второй день (а-чья), когда он спускается на землю. Третий день (а-чьят) – время пребывания Таджьямина среди людей, когда он незримо участвует в празднике и смотрит, насколько люди следуют буддийскому учению. Именно в этот день он раскрывает две привезенные с собой книги – с золотой обложкой и с обложкой из собачьей кожи. И, наконец, четвертый день (а-тат) – день проводов Таджьямина, когда он отбывает обратно на небеса. Следует отметить, что в високосном году – два дня а-чьят, поэтому праздник воды в 2016 году (как, например, и в 2012) длился не четыре, а пять дней.

Впрочем, веселящаяся и порой забывающая собственные имена публика, для которой все дни слились в одно сплошное «бесиво», вряд ли скажет вам во время Тинджана, какой сегодня день, и где сейчас Таджьямин – о нем она как раз в это время думает меньше всего.

МУЗЫКА ТИНДЖАНА
https://web.facebook.com/thingyan.ru/posts/1525617444412637

Буйству праздника воды обычно сопутствует максимально громкое музыкальное сопровождение. Существует даже такой песенно-музыкальный жанр, который условно можно назвать «Мелодии Тинджана» - они бодрящие, ритмичные, уникальные по звучанию, и их ни с чем не спутаешь. Именно их транслируют на максимальной громкости все кому не лень – из окон в домах, из колонок на концертных площадках, с сооруженных специально для Тинджана пандалов.

Эти песни и мелодии легко найти, например, на Ютубе и на других сайтах (по запросам “Thingyan music”, или “Thingyan songs”). Вот ссылка на, пожалуй, самую известную из них:
https://www.youtube.com/watch?v=JGYlhgH5az8

О ТЕХ, КОМУ НЕ НРАВИТСЯ ПРАЗДНИК ВОДЫ
https://web.facebook.com/thingyan.ru/posts/1525449004429481

Еще несколько лет назад от Тинджана можно было укрыться только дома – закрыв двери и зашторив окна (как вариант – уехать куда-нибудь из Мьянмы). Если только ты вышел на улицу – окрестные дети (и зачастую взрослые) тут же устремлялись к тебе с водяными пистолетами и ковшиками с водой. В это время не работали кафе и магазины, а из общественного транспорта на улицах оставались лишь небольшие автобусы.

В последние три-четыре года отношение к Тинджану постепенно стало меняться. У большинства людей появились мобильные телефоны – а значит, можно своей плошкой с водой нанести человеку конкретный материальный ущерб. Владельцы многих кафе поняли, что именно Тинджан, когда закрыты магазины и нельзя купить продукты, - это идеальное время для семейных посиделок в заведениях общепита. И, наконец, Тинджан перестал сильно влиять на движение общественного транспорта – а значит, люди получили возможность в «длинные» выходные поехать к друзьям и знакомым.

Постепенно у янгонцев вырабатывается иное отношение к Тинджану: если человек не хочет праздновать, спокойно сидит в кафе и пьет чай – подходить к нему и без спросу обливать его водой (как это было раньше) – по меньшей мере невежливо. И поэтому сегодня в дни Тинджана существует две реальности, которые почти не пересекаются – празднующих и наблюдающих за праздником со стороны.

И, наконец, самое главное. В дни Тинджана после 6 часов вечера поливание водой должно прекратиться. И пусть энтузиасты праздника успокаиваются не ровно в 18.00, а в последний день они стараются продлить удовольствие еще на пару часов, все-таки с наступлением темноты поливать людей уже не принято.

ПОЛИЦИЯ И ПРАВОПОРЯДОК В ДНИ ТИНДЖАНА
https://web.facebook.com/thingyan.ru/posts/1525448501096198

Мьянманцы шутят, что Тинджан – это праздник, на который не ходят трезвыми. А всеобщее буйство заводит людей и в рамках «коллективного драйва» заставляет порой совершать самые необдуманные поступки. Тинджан – время и место повышенной опасности, здесь с человеком может случиться все, что угодно – от удара по голове струей из брандспойта до получения травм в разгоряченной толпе. А еще толпа нетрезвых веселящихся людей всегда бывает центром притяжения карманников.

Именно поэтому в дни Тинджана велика роль полиции. Ее задачи не сводятся только к охране правопорядка, или к разниманию дерущихся. Полицейские должны следить, чтобы у толпы не было при себе бутылок (содержимое бутылок переливается в пластиковые пакеты и пьется через трубочки), уметь оказать первую помощь перебравшему человеку, остановить на обочине машину с потерявшим адекватность водителем, а также посматривать, не шныряют ли в толпе подозрительные люди, опустошающие чужие карманы.

Очень часто во время дежурства в дни Тинджана страдают и полицейские – в основном, от сбивающих с ног струй воды, или от автомашин с пьяными водителями.

Во время празднования Тинджана-2016 в Мьянме погибли 34 человека. По сравнению с Таиландом, где в ходе Сонгкрана в 2016 году нашли свою смерть 259 человек, - это сравнительно небольшие цифры.

ОКОНЧАНИЕ ПРАЗДНИКА ВОДЫ
https://web.facebook.com/thingyan.ru/posts/1525448001096248

В последний день праздника воды (а-тат) драйв посетителей пандалов и пассажиров колесящих по улицам грузовичков достигает кульминации. Все понимают, что завтра наступит другая жизнь, и поэтому именно сегодня нужно самовыразиться по полной. Поэтому если орать – то максимально громко, если танцевать – то до упаду, если напиваться – то до полной отключки.

Остановить это буйство не так-то просто. Раньше власти в шесть часов вечера даже на некоторое время выключали в городе электричество, чтобы насосы на пандалах перестали работать, а музыка стихла. Сейчас уже давно никто так не делает, и в последний день на некоторых пандалах празднование иногда затягивается до 7-8 часов вечера. Люди не хотят расходиться, и стараются еще на несколько мгновений продлить себе праздник. В эти минуты делается последний глоток алкоголя - завтрашний день должен быть трезвым.

Часа через два весь город приходит в норму, и о празднестве напоминают только груды мусора на улицах, потерянные тапки и безжизненно свисающие с пандалов пустые шланги. Завтра они уже будут не нужны, потому что вся грязь старого года должна быть смыта сегодня. Вечером хозяйки стирают одежду, в которой молодежь провела весь день под струями коричневатой илистой воды из озера Инья.

В 2016 году на сцене «главного» пандала крупнейшего города Мьянмы около пагоды Суле после окончания водной вакханалии власти устроили длившийся до полуночи концерт коллективов художественной самодеятельности с вручением призов, который завершился «каунт-дауном» - обратным отсчетом минут и секунд, оставшихся до прихода мьянманского Нового года.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НОВОГО ГОДА
https://web.facebook.com/thingyan.ru/posts/1525447391096309

Утром первого дня нового года янгонцы делают генеральную уборку. Считается, что если встретишь новый год в грязной квартире и грязной одежде – то именно так, в бардаке, весь год и проведешь. Особенно тщательно убираются специальные места в домах мьянманцев, где стоит фигурка Будды – а сама статуэтка тоже тщательно моется.

Люди, которые уже навели порядок дома, едут в пагоды. Много народа собирается в Шведагоне и около расположенных с его южной и восточной сторон пагод Маха Визара и Маха Зейя. Перед обеими пагодами есть небольшие пруды, над которым проложен пешеходный мостик. В пруду живут большие полуметровые сомы (они периодически всплывают, глотают воздух и снова исчезают в воде), множество рыбок помельче и разные черепахи. Такой же пруд с рыбами и черепахами есть и возле некоторых других янгонских пагод – например, у пагоды Ботатхаун.

В этот день принято дарить свободу братьям нашим меньшим, и подходы к пагоде заполнены продавцами двух видов живности - рыб и птиц. Можно взять в руки замершую и закрывшую глаза от испуга маленькую птичку, похожую на воробья, и затем отпустить ее в небо. А можно купить в тазике или полиэтиленовом пакете черных усатых рыбок и по специальному наклонному желобу выплеснуть их в воду. В провинции этот обряд освобождения рыб иногда имеет и вполне практический смысл: многие водоемы в засушливый сезон пересыхают, и люди в больших глиняных горшках переносят из них рыбу в более полноводные реки и озера.

Отпускают на свободу не только птичек и рыбок. Те, кто побогаче, могут, например, купить оленей, отловленных в горных районах Верхней Мьянмы, и торжественно отвезти их в национальный парк Хлога в пригороде Янгона. Все это обычно обставляется достаточно громко – арендуется машина с рупором, из которого гремит музыка. Во время проезда по Янгону полгорода успевает узнать, что человек едет совершать доброе дело – выпускать на волю оленей.

Потом люди идут в пагоду, читают буддистские тексты, поливают Будду своего дня недели. По традиции полить Будду надо столько раз, сколько тебе лет – и потом еще один раз. Этот последний раз и будет в честь наступающего Нового года – чтобы он принес как можно больше хорошего в жизни.

В этот день принято выказывать уважение к старшим членам семьи. Молодое поколение моет своим дедушкам головы, используя для этого традиционный природный густой шампунь. Специально для заслуженных пожилых людей проводят торжественные церемонии по вручению им подарков и денежных сумм. Иногда добровольцы из числа молодежи демонстрируют свое уважение старшим, подстригая им ногти.

МОНАШЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА БУЙСТВУ ПРАЗДНИКА ВОДЫ
https://web.facebook.com/thingyan.ru/posts/1525446744429707

Двухнедельные выходные – для многих мьянманских буддистов самое время, чтобы сходить в монастырь. Больше того, именно Новый год часто заставляет человека оглянуться и критически осмыслить прожитое. Это сложно сделать в орущей толпе у пандала. А в монастыре для этого – как раз самые подходящие условия. Формально каждый взрослый буддист мужского пола должен в своей жизни хотя бы ненадолго побыть монахом.

Большинству мьянманских буддистов монастырская жизнь уже вполне знакома по детским впечатлениям. Именно в монастырь их отводили родители во время школьных каникул (в марте-апреле), чтобы они не болтались под ногами, а попутно чему-нибудь научились. Здесь они впервые надели бордовый монашеский тинган и стали ко-инами (несовершеннолетними послушниками монастыря). Здесь их учили основам буддизма и медитации. Здесь они приобретали навыки жизни в коллективе.

Именно поэтому для многих бирманцев поход в монастырь – это своеобразное возвращение в тот мир, который они уже знают с детства. К этому времени бирманец уже четко понимает, зачем он сюда идет и чем будет занят. Побритая голова и одинаковый для всех бордовый тинган позволят взглянуть на себя со стороны – на того, кем ты был еще несколько дней назад. А следование строгому укладу и аскетизму монашеской жизни должно приблизить человека к просветлению и благоприятно сказаться на его следующем воплощении. В свою очередь, неспешная медитация позволяет очистить сознание и по-новому многое понять в жизни.

Именно поэтому тем, кто не хочет беситься у пандалов – самое время пойти в монахи. Как правило, монастыри расположены в живописных местах, среди буйства природы. Сюда не будут долетать звуки праздника. Мьянманцы считают, что семь дней в монастыре – вполне достаточный срок для того, чтобы оценить прожитые годы и выйти за его стены совсем другим человеком.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments