?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Несмотря на переход Мьянмы к демократии, наводнения в янгонском даунтауне в сезон дождей так и не прекратились. Но теперь это уже не проблема военных. После тропических ливней этого года под водой часто оказывался вечерний рынок на Стрэнд-роуд, куда новая власть согнала уличных торговцев – чтобы не портили вид янгонских магистралей и не пугали туристов своими криками.



Горожане, которым приходилось пробираться за зеленью и фруктами по колено в грязной воде, мрачно шутили, что властям пора бы уже запустить водное такси. По крайней мере, карикатуры на эту тему в янгонских газетах во время сезона дождей были не редкостью.



Конечно, решение об использовании реки Янгон в качестве транспортной артерии было принято не в дни городских наводнений. Уже много десятилетий в городе действует паромная переправа из самого центра даунтауна, с причала Пансодан, в Далу – расположенный на другом берегу депрессивный пригород. Тамошняя пристань – место, к которому свозят свою сельхозпродукцию жители дельты Иравади, а после двадцатиминутной переправы на пароме свежие фрукты, овощи и зелень попадают в янгонский даунтаун. Кроме того, Дала, в силу дешевизны арендной платы за жилье, часто становится местом, откуда амбициозные провинциалы начинают свой путь в Янгон – финансовый и экономический центр 55-миллионной страны.



С наступлением вечера, когда паромы замирают у причалов, возможность переехать на другой берег сохраняется – чуть дальше от пристани, за китайским рестораном «Джуниор Дак», стоят десятки лодок со скамейками на десять человек. Лодки эти - с загнутыми по-азиатски носами и со спасжилетами под лавками, а сидящий у мотора хозяин в случае дождя готов дать пассажиру в офисной рубашке напрокат полиэтиленовую накидку – посередине реки зонт от дождя обычно не спасает.



То есть, многие янгонцы не понаслышке знают о путешествии по реке. А значит, по логике городских властей, водный транспорт не должен казаться им чем-то экзотическим. Вообще, крупнейший город Мьянмы имеет форму высунутого и свешенного вниз языка, с трех сторон окруженного водой. Именно поэтому о том, что прилегающие к городу водные артерии нужно максимально использовать для перевозки горожан, настойчиво говорили и японцы в составленном несколько лет назад мастер-плане Янгона. Правда, там же они пропагандировали и трамвай, который, как оказалось, себя в итоге не оправдал, и закупленные в Хиросиме 50-летние вагоны до сих пор стоят немым укором по поводу потраченных на этот проект двух миллионах долларов в отстойнике у начала улицы Вадан.



Впрочем, эти трамвайные вагоны были голубого цвета. А городской транспорт должен быть желтым - любой советский школьник, по городу которого когда-то массово ездили желтые «Икарусы», это подтвердит. Тем более, что большинство закупленного для города автотранспорта (а городская администрация Янгона закупила в Китае 1000 новых кондиционированных автобусов по 56 тысяч долларов каждый) оказались именно желтыми. А значит, если покрасить водный транспорт в желтый цвет – успех будет гарантирован.

Для организации движения «водных автобусов» был организован тендер, на котором в феврале победила компания «Тинт Тинт Мьянма», уже имеющая опыт перевозки пассажиров по рекам Иравади и Чиндвин. Стоимость проекта, по подсчетам компании, должна составить более 30 миллионов долларов, причем, в первый год эксплуатации речные суда на новых маршрутах должны перевезти 12 миллионов пассажиров, а в 2020 году эта цифра будет доведена до 24 миллионов человек в год.

Для перевозки пассажиров компания в ближайшие месяцы планирует довести парк речных судов, задействованных на линиях, до 56-67 единиц. Для первой очереди суда были закуплены еще летом. «Вишенкой на торте» стало прибытие в Мьянму трех катамаранов из Австралии вместимостью 180-230 пассажиров. В дополнение к ним из Таиланда были доставлены шесть малых судов на 60 человек.



Но основную массу «водных автобусов» должны составить мьянманские суда вместимостью 150 пассажиров.



Систему контроля за движением (GPS и камеры наблюдения) позаимствовали из Венгрии, страховку пассажиров на время пути должна осуществлять мьянманская компания «Канбоза иншуранс» (IKBZ), а для обслуживания и ремонта судов компания «Тинт Тинт Мьянма» строит специальный док Наварат в районе Сейкчжи Кханаунто. Глава компании Тинт Тинт Лвин особо отметила тот факт, что для судов будет использоваться биодизель – то есть, фермеры, у которых есть поля вдоль реки, получат гарантированный заказ на сырье для растительного топлива, плюс биодизель, по словам главы компании, не будет загрязнять реку токсическими отходами.



Торжественное открытие движения на первой линии «водного автобуса» состоялось 6 октября. Маршрут ее запустили параллельно так толком и не родившемуся янгонскому трамваю. Он начинается у пагоды Ботатхаун (это правая нижняя часть янгонского «языка») и огибает Янгон слева, уходя наверх, в северном направлении. На линии задействованы 13 судов (три австралийских катамарана, три тайских катера и семь местных речных катеров). На каждом – 4-8 человек экипажа.

Вот карта этой первой линии «водного автобуса»:



Расписание



А это – отдельное расписание «экспрессов» на той же самой линии – уже упоминавшихся австралийских катамаранов.



Для организации мест посадки-высадки был проведен косметический ремонт пирсов. Над выходом на посадку сооружены навесы. На берегу у прохода на причал были оборудованы кассы и что-то вроде небольших пространств под навесами для ожидания с установленными там металлическими креслами. Фирменным цветом нового вида транспорта стал желтый.





Вот так выглядят билеты на одну поездку. Для мьянманца цена 300 кьят, для иностранца – 1200 кьят (1 доллар США сегодня стоит 1355 кьят). Цена не зависит от длительности маршрута.



Билеты можно купить в кассе за наличные, а можно воспользоваться платежной картой “AnyPay”, которая принимается при оплате проезда в городских автобусах (да и саму карту можно купить в специальных автоматах около касс). Турникетов нет, до посадки проход на причал загорожен лентой, а при посадке контролер просто забирает билеты, или следит за оплатой с помощью карты.



Посадка на обычное судно и высадка с него осуществляется вот так.



Обычно персонал стоит с двух сторон наготове, чтобы при необходимости помочь пассажиру.



Салон обычного судна. Представители компании обещают с наступлением жаркого сезона установить в салоне систему кондиционирования. Пока кондиционеры есть только на австралийских «экспрессах».



Обязательно – спасательные жилеты.



В салоне имеется буфет.



Помимо воды и прохладительных напитков здесь продается набор для обеда – рис и жареное утиное яйцо. Набор стоит всего 400 кьят.



Есть и туалет.



Собственно, на этом можно закончить раздел практической информации о янгонском «водном автобусе». Осталось ответить на вопрос – зачем все это может пригодиться гостю Янгона?

Ответов может быть несколько.

Во-первых, можно просто путешествовать по реке из одной части даунтауна в другую. Из семи остановок три находятся именно в даунтауне. Первая – прямо около пагоды Ботатхаун, которая является общепризнанной туристической достопримечательностью. Вторая – около начала известной своими колониальными зданиями улицы Пансодан, в шаговой доступности от пагоды Суле, мэрии и парка Маха Бандула с монументом независимости. И третья – около старого янгонского порта, откуда недалеко до Чайна-тауна.



Во-вторых, остальные четыре остановки тоже находятся не в чистом поле, и при желании на каждой из них можно найти объект для посещения.

Причал Чиминдайн расположен недалеко от района Санчаун и оживленных перекрестков с торговыми центрами – Мьейнигон и Хледан. Между Мьейнигоном и Хледаном, кстати, находится Музей наркотиков, который я обычно советую посетить гостям города.

Причал Хлайн (Шве Падаук) знаменит своим крупнейшим в Янгоне рыбным рынком, куда рано утром приходят корабли с уловом – они привозят тонны морской рыбы всех цветов, размеров и форм, причем, зачастую эта рыба еще живая. Кроме того, от причала недалеко до озера Инья – излюбленного места отдыха горожан с прогулочной аллеей, парками и ресторанчиками. Около озера Инья расположен живописный кампус Янгонского университета со зданиями, оставшимися с колониальных времен.

Причал Панхлайн – на другом берегу реки. Здесь расположен большой одноименный комплекс для «непростых людей» - с гольф-полем, коттеджами и таунхаузами, а также одной из лучших в Янгоне частных клиник. Чуть дальше – промышленные зоны, в том числе комбинаты по переработке морепродуктов.

И, наконец, конечная остановка Инсейн – район, где находится знаменитое депо со старыми паровозами, построенный при содействии СССР комплекс Технологического университета, а также известная в международных правозащитных кругах старая тюрьма Инсейн с кирпичным фасадом в британском колониальном стиле. Причал находится прямо около моста Аун Зейя, рядом с оживленной трассой.



В-третьих, кому-то может показаться интересным наблюдение за жизнью оживленной азиатской реки – при этом ясно, что Янгон обращен к реке отнюдь не фасадом, а скорее «служебным входом» для доставки грузов. Один из моих янгонских друзей сравнил эту вытянувшуюся вдоль берега неопрятную погрузочно-разгрузочную инфраструктуру с чередой нависших над рекой человеческих задниц.



Тем не менее, в районе даунтауна кое-где все-таки можно посмотреть на то, как город с его колониальными зданиями выглядит с реки. Многие части береговой линии вдоль городского центра – это портовые терминалы с большими подъемными кранами и стоящими на погрузке и разгрузке морскими судами.



А сама река – это оживленная транспортная артерия, на которой есть место всем – от маленьких лодочек до больших кораблей.



Дальше вверх по реке уже нет больших портовых сооружений, зато много причалов и терминалов, с которых грузы идут водным путем в центр страны. Здесь своя жизнь, не такая масштабная, зато более суетливая (возможно, потому, что многое до сих пор делается вручную) и гораздо более архаичная.



На противоположном берегу, как правило, портовых сооружений нет – там можно увидеть только вытащенные на берег для ремонта речные суда. Здесь много жилых хижин из тростника, и про некоторые из этих районов у коренных янгонцев есть своя история – для «продвинутого пользователя», разбирающегося в новейшей истории Мьянмы. Например, напротив Чиминдайна есть протянувшееся вдоль берега больше поселение сквоттеров, откуда власти обычно рекрутировали крепких парней для разгона антиправительственных демонстраций (обычно этот район считается вотчиной «Сван а-шин» - организации, название которой в вольном переводе звучит как «Супермен»). Но и эти сквоттерские поселения не бесконечны. Выше того места, где сливающиеся вместе две реки, Хлайн и Панхлайн, образуют собственно реку Янгон, пейзаж реки Хлайн резко меняется, и теперь это уже большое ухоженное поместье с гольф-полем и коттеджами для богатых людей.

От пагоды Ботатхаун до Инсейна обычное судно идет почти два с половиной часа, скоростное – 1 час 15 минут (на городском автобусе, если нет больших пробок, этот путь занимает примерно полтора часа). Путешественнику, заехавшему в Янгон всего на день, такая трата времени вряд ли покажется рациональной. Но, во-первых, не обязательно пройти весь путь, от начала и до конца. Во-вторых, недалеко от берега, параллельно ему, идет кольцевая янгонская железная дорога, которую многие тоже рекомендуют в качестве туристического аттракциона – на ее поезде можно вернуться в даунтаун. А в-третьих, люди бывают разные, и для кого-то оживленная суета реки Янгон тоже покажется интересной.



Впрочем, есть у этого вида транспорта и свои недостатки. Мьянманцы всегда были любителями внести путаницу в ясную картину мира. Не обошлось без подобного креатива и в этом случае. Во-первых, на разных картах «водного автобуса» указано разное число остановок – например, в расписании напрочь отсутствует причал «Панхлайн», а на схеме маршрута он обозначен. Во-вторых, бывает так, что причал (и его обозначение на карте) имеет одно название, а остановка в расписании – совсем другое. Например, причал «Хлайн» (где при входе на него как раз и написано – «Хлайн») в расписании обозначен как «Шве Падаук». Обозначенная в расписании остановка «Пансодан» на схеме обозначена как пристань «Нантида».

Но самый главный недостаток нового маршрута в том, что абсолютное большинство мест, куда направляются янгонцы, лежит не вдоль береговой линии, а в глубине территории города. Именно этот факт делает водный транспорт неудобным для путешествия и требует пересадок (по этой же причине оказался невостребованным и янгонский трамвай). А от причалов до ближайших автобусных остановок порой нужно добираться пешком минимум минут десять. Больше того, берег у причалов, как правило, не блещет чистотой, и пассажирам после судна нужно идти вдоль старых заборов и благоухающих помоек с многолетними утрамбованными слоями мусора. Плюс к этому, местные жители в один голос говорят, что появляться в некоторых из этих мест (например, у пристани Инсейн) с наступлением темноты часто бывает небезопасно для здоровья и кошелька.



Если все-таки, несмотря на эти минусы, янгонцы оценят новый вид транспорта, то компания «Тинт Тинт Мьянма» намерена расширить перечень маршрутов. К уже имеющейся западной линии добавятся еще как минимум две. Одна пойдет по протекающей на востоке Янгона речке Пазундаун (Нгамоейк) от причала Ньяундан до Северного Дагона. А третья линия соединит пристань возле пагоды Ботатхаун с восточным районом Танльин, где находится строящийся сейчас крупный жилой комплекс «Стар Сити» и большой океанский порт.


Comments

( 3 comments — Leave a comment )
lilibay
Dec. 21st, 2017 02:23 pm (UTC)
//Одна пойдет по протекающей на востоке Янгона речке Пазундаун (Нгамоейк)//

Ага, сразу подумал, что это было бы логично, но не знал насколько этот ручей доступен для водного такси. Пазундан тоже по задворкам города проходит или ближе к цивилизации?
dragon_naga
Dec. 21st, 2017 03:41 pm (UTC)
Да, это правильное замечание. Речка на самом деле довольно мелкая - особенно в сухой сезон. Но, вроде, тайские катера до Северного Дагона гарантированно должны подниматься. А большие суда там точно не пройдут еще и по другой причине - там маневрировать надо.

Это не то чтобы задворки - просто из-за малой проходимости речки там портовых сооружений как таковых практически нет, зато прямой выход на спальные малоэтажные районы города.
bezim
Dec. 21st, 2017 03:25 pm (UTC)
Как же они сразу не рассчитали с трамваем? Если честно, я не верила в этот трамвай, но они-то?? Пусть выкрасят его в желтый:)
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

Жду Ма Та Ту
dragon_naga
Житель Янгона

Latest Month

January 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031